Сегодня по просьбе читателей мы отправляемся в заброшенную «Молочную кухню» на Молодежной, 13.
Знакомясь с предыдущими публикациями о подростковых «местах тусовок», один из читателей (Lexus) порекомендовал:
«На молочную кухню ещё внимание обратите, теперь малолетки там трутся... Надо бы тоже в решето».
Что ж, решето так решето! Просеиваем «через решето» знаки подростково-молодёжного пребывания в этой «гостеприимно» распахнутой «заброшке».
Особо нас интересуют «знаки смерти». И вот почему.
В середине мая «широкая российская общественность» узнала о «группах смерти» в социальных сетях. По версии «Новой газеты», российские подростки испытывают на себе мощное психологическое давление через специально созданные «ВКонтакте» «группы смерти». (Сейчас они закрываются Роскомнадзором; Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту подстрекательства детей и подростков к самоубийству через такие тематические группы).
Администраторы этих групп культивировали депрессивное настроение у юных читателей, болезненный интерес к теме смерти и, в конечном счете, подталкивали неуравновешенных подростков к суициду. Манипулирование детской и подростковой психикой осуществлялось и осуществляется через депрессивную музыку. Через заманчиво таинственные ритуалы. Через приобщение к «миру избранных». Через особые, непонятные взрослым символы.
Один из таких символов – «киты».
Почему киты? Да ведь именно эти животные по непонятным причинам могут выброситься на берег, сводя счеты с жизнью.
Публикация на сайте «Новой газеты» набрала свыше двух миллионов просмотров. Это среди прочего, свидетельствует о тревогах родителей за своих отпрысков. Развернулись дискуссии. Психотерапевты и социологи дают свои советы.
Внимание взрослых социализаторов обращено на такие города, как Москва, Краснодар, Тула, Челябинск… В Челябинске в марте этого года шестиклассница спрыгнула с 12 этажа. В апреле там же 10-летнего школьника нашли повешенным.
Из южноуральских городов в «черную статистику» попал Магнитогорск. Два жителя, в том числе несовершеннолетняя девочка, делали селфи на высоте 15-этажного дома. Выложили снимки в интернет, присоединив к ним музыкальную композицию «Прирождённый убийца». И через несколько минут – рухнули с высоты.
Подростковая психика особенно уязвима накануне лета. Влияет экзаменационная нагрузка на школьника. Заваленное ЕГЭ может показаться ребёнку концом света и спровоцировать непоправимое. Это повышенный гормональный фон и весеннее обострение чувств. Неразделённая любовь в такое время кажется потерей всех смыслов жизни.
Мы решили пройтись по Гаю, по «подростковым» местам, в поисках «китов» и других символов и знаков, предвещающих беду. Такие знаки с легкостью перекочёвывают из интернета в уличное художество. И по состоянию уличных граффити можно в какой-то мере судить о душевном здоровье подростка.
Итак, отправляемся в бывшую «Молочную кухню» на Молодежной, 13.
Сразу же бросается в глаза каракули кроваво-красного цвета.
И надпись: «147 DV».
Но цвет нас не обманет. При желании (небольшое гугленье в интернете!) можно легко выяснить авторство.
Есть такая игра-квест. Игроки (как правило, на автомашинах) получают у организаторов игры карту и сюжет действия. Нужно двигаться от одного пункта к другому, собирать различные предметы, отгадывая загадки. В общем, такие интеллектуальные приключения на свежем воздухе. «Код да Винчи» называется игра. Отсюда – «DV».
А вот это уже горячей… Сердечки, монотонный орнамент из сердечек – как назойливая, не покидающая ни днем ни ночью депрессивная мысль о любви.
И вопль: «Хочу сдохнуть!».
Надпись свидетельствует: автору не хватает внимания. В первую очередь, родительского. Некому пожаловаться, некому излить своё мрачное настроение. Некому поддержать в ситуации неразделённого чувства. Стена в заброшенном здании – единственный доверительный собеседник.
Следующий интерьер тоже связан с неразделённым чувством.
Здесь кто-то устроил себе место релаксации, «уголок расслабления».
Барышня с журнального фото отвечает кому-то взаимностью в потребности любви. Хоть такой, но выход найден…
Смотрим дальше… Еще один уголок оформлен так, что призывает нас вспомнить о смерти.
Это тоже своеобразная игра. Но игра магическая. Слово «кровь» в окружении десятиконечных решёток заставляет думать о магической жертве. Цифра десять – символ завершённости, законченности цикла. Кто-то из детей начитался оккультных текстов. И изобразил такой вот алтарь.
А потом вошёл в роль этой самой жертвы и якобы от её лица написал «кровавой» краской: SOS! Спасите!
Безобидны такие детские шалости? А безобидно есть мел, если в организме не хватает кальция?
Дети, подрастая, осознают, что человек смертен. Они пытаются понять, что им уготовано в конце долгого и счастливого пути. Но качественной информации нет. Можно было бы на уроке литературы вместе с педагогом разобрать, к примеру, какое-нибудь глубокое и талантливое произведение об умирании («Смерть Ивана Ильича», например). Но где вы видите учителя, который рискнет отступить от программы?
Можно (и нужно) говорить об этом дома, подключаясь к вековым традициям, которые наделяют смерть оптимистическим смыслом и помогают качественной и одухотворенной жизни. Но кто, к примеру, берёт с собой детей на кладбище во время «родительских суббот»? Кто использует в семейном воспитании такие вот традиционные моменты, которые примиряют человека с неизбежной кончиной?
Только единицы! Остальные не решаются «зря травмировать» ребёнка, освобождают его от этой семейной обязанности – почитать могилы прадедов, помнить усопших.
Вот подростки и ищут ответы в субкультурах. У «готов», у «сатанистов», у «эмокидов»… Вот они и рисуют «сатанинские» алтари, пытаясь уразуметь, что есть смерть…
А этот их интерес (естественный!) используют современные торговцы молодёжным товаром. Они создают специализированные группы. Они накручивают лайки, знаки одобрения. Они рекламируют диски и видеоролики. Майки и принты. Символы и сленг. Они торгуют смертью, потому что сегодня это хороший товар.
Мы не согласны с «конспиративной теорией» «Новой газеты»: мол, «группы смерти» созданы специально, чтобы увлечь как можно больше детей в небытие. Но мы согласны, что безответственная коммерция на «смертельных» символах, на депрессивных произведениях искусства, их агрессивное навязывание – для некоторых по-особому восприимчивых детей может оказаться роковым.
«Киты» в песнях и текстах, на рисунках и на футболках тоже имеют право на существование. Но их должно быть в меру. Жизнь крупнее и ярче смерти. Подросток не должен зацикливаться на мрачном.
Так есть ли «киты» в Гае? Есть ли знаки молодёжных субкультур, привязанных к теме смерти?
Есть.
Мы выбираемся из бывшей молочной кухни. И отправляемся за Гай. К промышленному зданию у лесополосы (мы о нем уже рассказывали в связи с хипстерами).
На крыше этого здания, на вентиляционном «грибке» есть такая надпись:
«задевались друг друга раздевая взглядами глазами.
поменьше радости и недоуменья. я не умею забывать,
всё может к лучшему будет…».
Вроде безобидно. Но это только начало текста, который принадлежит «независимому рэперу» под ником «найтивыход» (Кирилл Лермонтов из Волгограда, социолог по образованию).
Далее депрессивность и суицидальное настроение лирического героя песни возрастают:
«в минутах отчаяния броситься вниз незамедлительно.
свыше знаки на карнизах. и мы счастливыми числами.
боль в голове. под градусом выпитого.
выпей из меня все это. и только не отпускай.
пожары на этажах пониже а мне все равно,
я знаю, что только искренность
и нужные моменты с эмоциями
этим миром правят».
Творчество Кирилла Лермонтова определяют как «депрессивный эмоциональный суицидальный хип-хоп».
Где же «киты?
Там же! В творчестве Кирилла Лермонтова, чьими цитатами расписана крыша под Гаем. Одна из композиций так и называется «Киты умирают в лужах бензина». Здесь есть такие слова (монолог лирического героя, обращенный к девочке-хипстеру):
«мне под кожу запустили бы
дельфинов стаю, правда,
я умру внутри тебя,
я по тебе скучаю.
красные моря в твоих запястьях
разольются словно
вина, что мы пили
меж уродливых домов.
дельфины разобьют себя о скалы,
что рядом не с нами,
не знали про завтра,
не знали ни капли мы.
а я поймал момент,
поставил на нём отметку
в будущем
не запирайся в рубашку в клетку…».
И еще цитата:
«тебя невозможно обнять и сказать что-либо;
легко потерять факты из виду;
в атмосфере праздников, в новом году
наконец-то решаться на суицид.
сигарета мальборо – дорога в магазины,
твои океаны все полны китов и дельфинов
в моих морях под кожей никто не выжил,
киты умирают в лужах бензина».
Эта песня тоже процитирована на крыше под Гаем.
Как видим, депрессивные киты добрались и до Гая.
Сам по себе символ – еще не свидетельство о суицидальных намерениях. Но он – настоятельная рекомендация к взрослым…
Если ваш ребенок слишком глубоко погружен в мир таких символов, в мир депрессивных текстов и музыки, старайтесь быть почаще рядом с ним.
О жизни и смерти разговаривайте с ним вы, а не таинственные манипуляторы из социальных сетей, не суперпопулярные исполнители ярких, талантливых, но странноватых, мягко говоря, текстов.
Отнимите у субкультуры право говорит с вашим ребенком о самых значимых для него вещах. В том числе, и о смерти.