Детям войны посвящается
Весной 45-го физкультуру у нас начал преподавать недавно демобилизованный Анатолий Иваныч Булкин. Он же стал и нашим классным руководителем. Физру мы не особо почитали, равно как и физрука. Нам казалось, что проку от этого предмета для нас, будущих фронтовиков, как от козла молока.
Однажды мы встретились с ним в пристанционной бане. Он выскочил из парной вместе с клубами пара: в одной руке - берёзовый веник, в другой – порожняя шайка, на лице - довольная, до ушей, улыбка, красный весь, как варёный рак. В моечной мужики – ни одного целого: кто без руки, кто без ноги, кто в страшных рубцах от ожогов. Мы уже по ранениям навострились распознавать танкистов, окопников, саперов. У нашего все конечности на месте, голова - целая… Только при ближайшем рассмотрении мы убедились, что и ему на войне не поздоровилось. Об этом красноречиво свидетельствовали пулевые ранения - на груди круглые, ровные, на спине, на вылете - будто рваные. Мы нашего как-то сразу же зауважали его.
В понедельник, после уроков, вся четверка собралась на чердаке двухэтажного дома, где в слуховом окне была тайно оборудована «долговременная огневая точка». Мы могли вести прицельную стрельбу из картонного пулемета «Максим» и деревянной винтовки Мосина. В тайнике хранились сухари. Их было мало, но мы считали, что до прибытия на фронт как-нибудь продержимся и на этом скудном пайке, а уж в воинской части, когда поставят на довольствие, заживем… На этом секретном совещании мы приняли важное для себя решение – сдружиться с Анатолием Иванычем и выведать у него все, что пригодится там, на войне.
Анатолий Иваныч, хитрец, думается, «раскусил» нас с первой же попытки. Он и виду не подал, что раскрыл хитроумный, на наш взгляд, план, и решил использовать ситуацию во благо всему классу. Рассказчиком он оказался поразительно артистичным. Его слушали, раскрыв рты и затаив дыхание. К великому удивлению мы вдруг поняли, что слабакам на фронтах войны не место. С нашими едва различимыми бицепсами и худыми ножками не то, что в атаку идти с полной выкладкой, нам и из окопа не выбраться. И мы стали закалять тело: бегали по утрам, прыгали в высоту и в длину; увлеклись футболом, не пропускали ни одного спортивного мероприятия. Глядя на нас подтянулся весь пятый «б». Вместе с физруком класс совершил пару походов в лес, где мы приобрели ещё и навыки выживания в чрезвычайных обстоятельствах. И что самое главное – нам интересно стало познавать непознанное, мы почувствовали вкус к учебе. Так незаметно, исподволь, наша четверка, да что там четверка - ребята всего класса - закалили не только тело, но и душу.
Физрук Анатолий Иваныч Булкин умудрился повлиять на наше детское мышление самым непосредственным образом. Например, заветная мечта о побеге на фронт у всей четверки постепенно из первого плана скатилась на второй. Мы как-то повзрослели что ли; наш картонный «Максим» стал вызывать ироническую улыбку. Так случилось, что мы съели и сухой паек. Это произошло 8 мая 1945 года.
На следующий день вся школа узнала о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Что тут было – не передать: кто-то кричал «ура!», кто-то плакал, кто-то в пляс пустился! Лишь наша четверка из пятого «б» стояла в сторонке. На лицах – печать сожаления, сожаления о том, что Красная Армия обошлась без нас. А такой план был!
Спустя годы, мы поняли, что Красная Армия все же не обошлась без нас. Или мы без неё. Она воспитала с помощью своего представителя, Анатолия Иваныча Булкина, замечательных воинов, среди них и нашу великолепную четверку.
М. Каюмов,
член Союза журналистов России.