Гайские челночницы: невыдуманные истории из лихих 90-х

    klever     7 837

Гайчанка дополнила телевизионную историю о челночницах своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".

 

Челночный бизнес - это почти эпоха в истории нашей страны. Развал экономики начала 1990-х годов привел к безработице и исчезновению товаров с прилавков. Эту нишу по заполнению ширпотребом прилавков заняли "челноки" - люди, доставлявшие товар с оптовых рынков и продававших в своих городах. Но труд "челнока" был рискован и нелегок.
На экране телевизора несколько дней идет фильм "Челночницы". Гайчанка дополнила телевизионную историю своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".


- Гайчане помнят, что раньше на рынке было гораздо больше торгующих - вся территория рынка заполнялась всевозможными палатками, самодельными прилавками, стационарными железными рядами. В 90-е, когда не было работы, многие гайчане взяли в руки баулы и тележки и начали ездить в Москву, Екатеринбург, Магнитогорск, потом в Алма-Ату и Бишкек, в Польшу на оптовые рынки.


Я лишилась работы - закрылось предприятие, где я трудилась несколько лет, муж получал минимум (работал сторожем, а до этого трудился инженером на предприятии, и у меня образование - средне-техническое). Когда начала ездить в Москву, объездила все рынки - Покровский, Петровско-Разумовский...


Открылся знаменитый "черкизон" - стали все ездить туда. Это было свое государство - со своими законами и беззаконием. Он огромный, ряды путанные, заблудиться - как дважды два. Сколько там людей пропало... И гайчане среди пропавших и убитых были. Кого там только не было - цыгане, бандиты, карманники, воришки, лохотронщики... Цыгане окружали человека и просто отнимали деньги, сумки. Все это видели, но никто - ни торговцы, ни такие же челноки не вступались - быстро проходили мимо, лишь бы самому не вляпаться в историю. Чтобы не стать жертвой карманников придумывали самые немыслимые места и способы хранения денег - в карманы положишь, лишишься денег как только шагнешь на рынок. Воры просто долго ходили за тобой и ждали подходящего момента - когда ты отвлечешься посмотреть товар или просто выпустишь из рук ручку тележки. Поэтому приходилось внимательно смотреть по сторонам - чтобы вовремя обнаружить такой "хвост". В общем, приходилось быть всегда начеку и готовой ко всему.


Набьешь сумки товаром - 3-4 баула - тележки ломались. С этим грузом еще надо было на метро проехать - зайти в вагон электрички и выйти из нее с таким количеством сумок - почти цирковой номер. Москвичи на нас высокомерно поглядывали, ворчали: понаехали тут эти баульщики. А ты молча тащишь свой груз до эскалатора, потом пересадка, потом вокзал... А здесь тоже свои сложности. Нужно взвесить груз и оплатить перевес, без чеков весовщицы тебя охрана, которая стоит перед составом, на пустит на платформу. Если опаздываешь, то платишь охране и проводнику, но это дороже. В общем, нажиться за счет "челнока" - простого человека, который таким способом пытался прокормить семью, было много.


Затащишь все сумки в вагон, их надо еще разместить в вагоне - рундук под первой полкой вмещает только одну сумку, остальные - наверх самой поднимать. Сядешь в поезд, а руки ноют, плечи болят, сердце скачет... И каждый раз думала: все больше не поеду, сил нет. Но без денег - куда? И снова через месяц в дорогу.

 

 

Поездка в Казахстан, в Алма-Ату и Бишкек - это вообще был настоящий экстрим. Там вагоны проводники набивали до отказа - в спальном вагоне было как в общем, так что за сумками своими следили по очереди: один спит, другой дежурит. На рынке платили дань местным бандитам, если не заплатишь, на рынок не попадешь, а если и попадешь, то не выйдешь с товаром - порежут сумку. Так что платили все безропотно. Иногда на станциях местные бандиты заскакивали в вагон, хватали первые попавшиеся сумки и бежали - ты за ними не побежишь, стоянка короткая, да и куда бежать, кого догонять? Так однажды и у меня одна сумка ушла. А еще всю дорогу летели камни в окна поездов - спали ногами к окну, все составы были практически  без окон. 

 

Да еще и продать надо было все, что привезли. На рынке поначалу занимали места с 5 утра, это потом уже закрепились места за каждым торгующим. Зимой пока дождешься рассвета и открытия рынка - уже промерзнешь. В общем, труд этот был очень тяжелым, здоровья и нервов много забрал. Это покупатели считали, что мы деньги лопатой гребли, ворчали на нас за высокие цены. А с привезенного товара вычесть дорожные расходы, налоги, дань бандитам... Оставались копейки. Моими коллегами в поездках были и учителя, и медики, инженеры с высшим образованием.


Как только появилась возможность устроиться на работу - я рассталась с этой челночной романтикой. Работала сначала техничкой в магазине, потом лет через 5 нашла работу по профессии. Сейчас на пенсии. Но с рынками и баулами у меня столько неприятных воспоминаний, что я не хожу нигде и никогда на рынки. И сумочки у меня все маленькие, даже дорожные - тяжести таскать больше не хочу и не могу. А на гайском рынке еще осталось несколько человек, которые уже лет 15 торгуют. Кто-то не смог расстаться с этой профессией...

 

Челноки стали своеобразным символом 90-х. Им поставили памятники во многих городах. Это памятник "челнокам" в Екатеринбурге. 

 

 

Его поставили учредители самого крупного вещевого рынка на Урале – «Таганский ряд», у центрального входа которого и был установлен памятник. Скульптура изображает бывших учительницу и инженера, оставивших свою основную деятельность и решивших стать «челноками». Обе фигуры установлены на постаменте в виде земного шара, который олицетворяет огромные расстояния, которые торговцы вынуждены были преодолевать во время поездок за товарами.

 

"Бронзовые челноки" в Белгороде.

 

 

Черкизовский рынок

Комментарии

  • Михаил Филиппов • 17-04-2018, 14:36
    А мне кажется, роптали все. Только ленивый не роптал. Ибо слишком радикально, слишком быстро все менялось. Ведь еще вчера спекулянт был спекулянтом. Это было чем-то плохим. А сегодня он уже предприниматель. Надежда и опора новой России. Только были среди роптателей те, кто только роптали, а были и те, кто сжали волю в кулак и пошли добывать себе и своим семьям "мамонтов".
  • milediwinter • 11-10-2016, 08:59
    Хорошая история! Живая и берущая за душу! Раньше куда только не ездили, чтобы купить вещи хотя бы для своей семьи. В Гае-то практически ничего не было.
  • Полина Мышелова(Слюсаренко) • 10-10-2016, 03:23
    Жалко закрыли рынок,а сколько много хороших вещей можно было купить по дешевле.
  • обама-ЧМО • 09-10-2016, 20:14
    А москвичи зажрались.На них вся Россия работает,а они выёживаются.
  • san_ja • 09-10-2016, 16:19
    По-моему, слово "сильные" здесь не уместно. Необходима "жилка", предрасположенность к той или иной профессии.
  • Ket-li • 09-10-2016, 14:34
    А они "роптали", но делали. Подняться не всем было дано, многие просто выживали
  • roma666 • 09-10-2016, 13:39
    Многие сильные люди,которые не роптали "как это тяжело",поднялись на этом деле!
  • кузьма13 • 09-10-2016, 11:03
    "Весёлого" мало, можно только посочувствовать людям.
Приходи болеть за наших! (18+)
Зачем смотреть футбол дома, где постоянно что-то мешает, где нельзя выразить свои чувства и эмоции на полную?!
Сосед соседа наказал:
Звонок в редакцию городского интернет-портала "В ГАЕ РУ"от жителей ул. Солнечной, 26/2 из п. Ириклинский: "Сосед Андрей затопил наше жилье. Стали выяснять: что и как? Пришлось поднять линолеум, сушить полы, обувь. А сосед в отместку взял и обрезал трубу холодного водоснабжения. И сейчас мы вообще без воды. Обращались в местную администрацию, помощи не получили. Вот такая новость с ул. Солнечной из п. Ириклинский. Кто нам поможет?".
На пустыре за
В скором времени пустырь за "кольцом", там где расположена автостоянка, будет заполнен магазинами: небольшими, компактными, удобными для гайчан. Их будет четыре.
Спешите на летнюю распродажу шуб!
Не упустите возможность купить шубку по привлекательной цене. Сейчас в самом разгаре грандиозные скидки на шубы!
Чем занять ребенка летом?
Лето - прекрасная возможность подтянуть хвосты к новому учебному году! Если вы хотите, чтобы ребенок: * за лето прочитал весь объем заданной литературы; *увеличил скорость чтения;* самостоятельно делал домашние задания в течении учебного года; * подготовился к школе, научился читать. Тогда ВАМ К НАМ!
На 7-ом километре трассы Гай-Орск Toyota Corolla удивила невероятным кульбитом
Иномарка улетела в кювет, изрядно попортив  внешний вид, удивив проезжающих водителей немыслимыми кульбитами. Но с водителем все нормально, только потрясение от случившегося.
На территории городского парка  появилась охрана
На территории городского парка, где начались работы по подготовке территории к возведению фундамента, появилась охрана. Установлены специальные вагончики, возле которых на ночь остается техника, а рабочие отправляются на съемные квартиры.
Правительство утвердило повышение пенсионного возраста
Документ предполагает поэтапное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. 
В Гае было видно ракету запущенную с космодрома Плесецк
Так описывает увиденное очевидец: "Сегодня ночью, часа в три, вышла на балкон и увидела это движение в небе. слева видно дымок, а дальше летит что-то, а от него шлейф."
Яблонная моль атакует гайские яблони
Садоводы - в печали. Яблонная моль атакует яблони, а это означает, что большого урожая яблок ожидать не приходится. Наверное, каждому доводилось видеть на яблонях, в том числе и растущих на улицах, "паутинные" гнезда. А в них шевелятся маленькие гусеницы. Вот они-то и наиболее опасны для плодовых деревьев.
Чтобы взлететь – не надо сильно газовать
Как правильно взлетать, выяснял сегодня ваш корреспондент на Третьем этапе чемпионата Оренбургской области по мотокроссу. Он состоялся сегодня в Гае. В нем приняли участие спортсмены Бузулука, Новотроицка, Кувандыка, Оренбурга, Орска, Соль-Илецка.  Были гости из Актюбинска. Гайский городской округ  выставил две команды – «Экстрим-Горняк» и команду городского комитета ДОСААФ.
Недострой едва не стал пожарищем
Между 18 и 19 часами возник очаг возгорания в недостроенном доме по ул. Пушкина. 
Раньше поедешь - деньги сэкономишь
Перевозчики пассажиров стали чаще анализировать выручку от перевозки пассажиров. А после проведенного анализа стали применять экономические методы.
В реанимацию БК-2 доставлен с тяжелой травмой работник ГОКа
Сегодня утром в БК-2 доставлен работник горно - обогатительного комбината с тяжелой травмой - переломом костей таза. В настоящее время пострадавший находится в реанимационном отделении, медики оценивают его состояние как стабильно тяжелое, принимаются все меры для его стабилизации.
Телефон редакции
8-922-626-05-00
Яндекс.Метрика