Гайские челночницы: невыдуманные истории из лихих 90-х

    klever     8 352

Гайчанка дополнила телевизионную историю о челночницах своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".

 

Челночный бизнес - это почти эпоха в истории нашей страны. Развал экономики начала 1990-х годов привел к безработице и исчезновению товаров с прилавков. Эту нишу по заполнению ширпотребом прилавков заняли "челноки" - люди, доставлявшие товар с оптовых рынков и продававших в своих городах. Но труд "челнока" был рискован и нелегок.
На экране телевизора несколько дней идет фильм "Челночницы". Гайчанка дополнила телевизионную историю своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".


- Гайчане помнят, что раньше на рынке было гораздо больше торгующих - вся территория рынка заполнялась всевозможными палатками, самодельными прилавками, стационарными железными рядами. В 90-е, когда не было работы, многие гайчане взяли в руки баулы и тележки и начали ездить в Москву, Екатеринбург, Магнитогорск, потом в Алма-Ату и Бишкек, в Польшу на оптовые рынки.


Я лишилась работы - закрылось предприятие, где я трудилась несколько лет, муж получал минимум (работал сторожем, а до этого трудился инженером на предприятии, и у меня образование - средне-техническое). Когда начала ездить в Москву, объездила все рынки - Покровский, Петровско-Разумовский...


Открылся знаменитый "черкизон" - стали все ездить туда. Это было свое государство - со своими законами и беззаконием. Он огромный, ряды путанные, заблудиться - как дважды два. Сколько там людей пропало... И гайчане среди пропавших и убитых были. Кого там только не было - цыгане, бандиты, карманники, воришки, лохотронщики... Цыгане окружали человека и просто отнимали деньги, сумки. Все это видели, но никто - ни торговцы, ни такие же челноки не вступались - быстро проходили мимо, лишь бы самому не вляпаться в историю. Чтобы не стать жертвой карманников придумывали самые немыслимые места и способы хранения денег - в карманы положишь, лишишься денег как только шагнешь на рынок. Воры просто долго ходили за тобой и ждали подходящего момента - когда ты отвлечешься посмотреть товар или просто выпустишь из рук ручку тележки. Поэтому приходилось внимательно смотреть по сторонам - чтобы вовремя обнаружить такой "хвост". В общем, приходилось быть всегда начеку и готовой ко всему.


Набьешь сумки товаром - 3-4 баула - тележки ломались. С этим грузом еще надо было на метро проехать - зайти в вагон электрички и выйти из нее с таким количеством сумок - почти цирковой номер. Москвичи на нас высокомерно поглядывали, ворчали: понаехали тут эти баульщики. А ты молча тащишь свой груз до эскалатора, потом пересадка, потом вокзал... А здесь тоже свои сложности. Нужно взвесить груз и оплатить перевес, без чеков весовщицы тебя охрана, которая стоит перед составом, на пустит на платформу. Если опаздываешь, то платишь охране и проводнику, но это дороже. В общем, нажиться за счет "челнока" - простого человека, который таким способом пытался прокормить семью, было много.


Затащишь все сумки в вагон, их надо еще разместить в вагоне - рундук под первой полкой вмещает только одну сумку, остальные - наверх самой поднимать. Сядешь в поезд, а руки ноют, плечи болят, сердце скачет... И каждый раз думала: все больше не поеду, сил нет. Но без денег - куда? И снова через месяц в дорогу.

 

 

Поездка в Казахстан, в Алма-Ату и Бишкек - это вообще был настоящий экстрим. Там вагоны проводники набивали до отказа - в спальном вагоне было как в общем, так что за сумками своими следили по очереди: один спит, другой дежурит. На рынке платили дань местным бандитам, если не заплатишь, на рынок не попадешь, а если и попадешь, то не выйдешь с товаром - порежут сумку. Так что платили все безропотно. Иногда на станциях местные бандиты заскакивали в вагон, хватали первые попавшиеся сумки и бежали - ты за ними не побежишь, стоянка короткая, да и куда бежать, кого догонять? Так однажды и у меня одна сумка ушла. А еще всю дорогу летели камни в окна поездов - спали ногами к окну, все составы были практически  без окон. 

 

Да еще и продать надо было все, что привезли. На рынке поначалу занимали места с 5 утра, это потом уже закрепились места за каждым торгующим. Зимой пока дождешься рассвета и открытия рынка - уже промерзнешь. В общем, труд этот был очень тяжелым, здоровья и нервов много забрал. Это покупатели считали, что мы деньги лопатой гребли, ворчали на нас за высокие цены. А с привезенного товара вычесть дорожные расходы, налоги, дань бандитам... Оставались копейки. Моими коллегами в поездках были и учителя, и медики, инженеры с высшим образованием.


Как только появилась возможность устроиться на работу - я рассталась с этой челночной романтикой. Работала сначала техничкой в магазине, потом лет через 5 нашла работу по профессии. Сейчас на пенсии. Но с рынками и баулами у меня столько неприятных воспоминаний, что я не хожу нигде и никогда на рынки. И сумочки у меня все маленькие, даже дорожные - тяжести таскать больше не хочу и не могу. А на гайском рынке еще осталось несколько человек, которые уже лет 15 торгуют. Кто-то не смог расстаться с этой профессией...

 

Челноки стали своеобразным символом 90-х. Им поставили памятники во многих городах. Это памятник "челнокам" в Екатеринбурге. 

 

 

Его поставили учредители самого крупного вещевого рынка на Урале – «Таганский ряд», у центрального входа которого и был установлен памятник. Скульптура изображает бывших учительницу и инженера, оставивших свою основную деятельность и решивших стать «челноками». Обе фигуры установлены на постаменте в виде земного шара, который олицетворяет огромные расстояния, которые торговцы вынуждены были преодолевать во время поездок за товарами.

 

"Бронзовые челноки" в Белгороде.

 

 

Черкизовский рынок

Комментарии

  • Михаил Филиппов • 17-04-2018, 14:36
    А мне кажется, роптали все. Только ленивый не роптал. Ибо слишком радикально, слишком быстро все менялось. Ведь еще вчера спекулянт был спекулянтом. Это было чем-то плохим. А сегодня он уже предприниматель. Надежда и опора новой России. Только были среди роптателей те, кто только роптали, а были и те, кто сжали волю в кулак и пошли добывать себе и своим семьям "мамонтов".
  • milediwinter • 11-10-2016, 08:59
    Хорошая история! Живая и берущая за душу! Раньше куда только не ездили, чтобы купить вещи хотя бы для своей семьи. В Гае-то практически ничего не было.
  • Полина Мышелова(Слюсаренко) • 10-10-2016, 03:23
    Жалко закрыли рынок,а сколько много хороших вещей можно было купить по дешевле.
  • обама-ЧМО • 09-10-2016, 20:14
    А москвичи зажрались.На них вся Россия работает,а они выёживаются.
  • san_ja • 09-10-2016, 16:19
    По-моему, слово "сильные" здесь не уместно. Необходима "жилка", предрасположенность к той или иной профессии.
  • Ket-li • 09-10-2016, 14:34
    А они "роптали", но делали. Подняться не всем было дано, многие просто выживали
  • roma666 • 09-10-2016, 13:39
    Многие сильные люди,которые не роптали "как это тяжело",поднялись на этом деле!
  • кузьма13 • 09-10-2016, 11:03
    "Весёлого" мало, можно только посочувствовать людям.
Новогодняя акция на установку ГБО
Фирма "ГайАвтоГаз" предлагает услуги по установке, обслуживанию, оформлению газового оборудования и других изменений конструкций транспортных средств.
Утонувшего подводного охотника  сегодня похоронили в Новоорске
Подводная рыбалка на Ириклинском водохранилище, на выходе из Гребного канала, обернулась трагедией. Трое оренбуржцев, жизнь одного из которых практически проходила возле Ириклинского водохранилища, приехали на подводную охоту. Вода-то на выходе из Гребного канала не замерзает. Любителей подводной охоты это место всегда привлекает.
Вау! Какие шторы в стиле русской сказки!
Появляется все больше примет приближающегося нового года в Гае.
Возле детской поликлиники негде припарковаться
Возле детской поликлиники на пр.Победы в утреннее время скапливается настолько много машин, что с трудом пробираются родители с детьми. "Вот так и ходим, с трудом", "Припарковаться практически невозможно", "Тут место опасных ситуаций для транспорта и для людей", - вот далеко не все отзывы людей, которые, заметив фотоаппарат стали делиться наболевшим.
Скоро 8 мкрн станет эпицентром детского зимнего счастья!
Строительство ледяного городка на 8 микрорайоне идет полным ходом.
В пейнтбольном клубе «Беркут» г.Оренбург прошел любительский турнир по спортивному пейнтболу. В турнире приняли участие 8 команд со всей Jренбургской области, Гай, Энергетик, Орск, Оренбург.
В почтовых ящиках появились такие листовки
Жители города извлекают из почтовых ящиков обращения - листовки от ООО "Домоуправление -1 на Пионерской".
Новое поступление зимний одежды и обуви
Эконом-маркет "Московская Ярмарка" приглашает гайчан обновить свой зимний гардероб со скидкой 10%* на весь ассортимент! Акция действует до 31 декабря. Спешите, в магазине поступление новой осенней одежды и обуви для всей семьи:
В магазине
Дорогие друзья, приглашаем Вас за выгодными покупками в магазин "Семейка" у нас самые низкие цены! Зимние куртки, пуховики, теплые кофточки и кардиганы, а также, большое поступление вечерних платьев к предстоящим праздникам!
Скончался Владимир Геннадьевич Иванов -  главный охотовед Гайского городского округа
На 58-ом году жизни скончался Владимир Геннадьевич Иванов -  главный охотовед Гайского городского округа. Его жизнь была связана с городом и районом многие десятилетия. Работал на заводе по обработке цветных металлов, последние двадцать лет - главным охотоведом Гайского городского округа.
Авария на 2-ом километре дороги Гай - Херсон. В ДТП попал школьный  микроавтобус.
12 декабря на дороге Гай - пос.Херсон произошла авария. В ДТП попал школьный автобус, который доставил детей в Херсон и возвращался в Гай.Пострадали водитель микроавтобуса и пассажир, - сообщает пресс-служба УМВД  Оренбургской области.
Учащиеся школ побывали в межрайонной прокуратуре на подведении итогов конкурса
В Гайской межрайонной прокуратуре собрались учащиеся 9-11 классов школ города, а также старшие представители учебных заведений на подведение итогов конкурса эссе, посвященного 25-летию Конституции Российской Федерации.
Обновлённый магазин
Просторный, с еще большим ассортиментом магазин, ждёт вас по адресу: ул. Ленина, 25. Широкий выбор одежды и обуви для всей семьи!
Запасов руды на Гайском месторождении по предварительным расчетам должно хватить минимум на 40 лет
Ее добыча здесь ведется в несколько этапов: сначала в дело вступают проходчики, которые с помощью самоходной буровой техники бурят отверстия в породе, закладывают в них заряды и взрывают ее.
Телефон редакции
8-922-805-55-00
Яндекс.Метрика