Гайские челночницы: невыдуманные истории из лихих 90-х

    klever     7324

Гайчанка дополнила телевизионную историю о челночницах своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".

 

Челночный бизнес - это почти эпоха в истории нашей страны. Развал экономики начала 1990-х годов привел к безработице и исчезновению товаров с прилавков. Эту нишу по заполнению ширпотребом прилавков заняли "челноки" - люди, доставлявшие товар с оптовых рынков и продававших в своих городах. Но труд "челнока" был рискован и нелегок.
На экране телевизора несколько дней идет фильм "Челночницы". Гайчанка дополнила телевизионную историю своим рассказом - она почти 8 лет отдала этому "бизнесу".


- Гайчане помнят, что раньше на рынке было гораздо больше торгующих - вся территория рынка заполнялась всевозможными палатками, самодельными прилавками, стационарными железными рядами. В 90-е, когда не было работы, многие гайчане взяли в руки баулы и тележки и начали ездить в Москву, Екатеринбург, Магнитогорск, потом в Алма-Ату и Бишкек, в Польшу на оптовые рынки.


Я лишилась работы - закрылось предприятие, где я трудилась несколько лет, муж получал минимум (работал сторожем, а до этого трудился инженером на предприятии, и у меня образование - средне-техническое). Когда начала ездить в Москву, объездила все рынки - Покровский, Петровско-Разумовский...


Открылся знаменитый "черкизон" - стали все ездить туда. Это было свое государство - со своими законами и беззаконием. Он огромный, ряды путанные, заблудиться - как дважды два. Сколько там людей пропало... И гайчане среди пропавших и убитых были. Кого там только не было - цыгане, бандиты, карманники, воришки, лохотронщики... Цыгане окружали человека и просто отнимали деньги, сумки. Все это видели, но никто - ни торговцы, ни такие же челноки не вступались - быстро проходили мимо, лишь бы самому не вляпаться в историю. Чтобы не стать жертвой карманников придумывали самые немыслимые места и способы хранения денег - в карманы положишь, лишишься денег как только шагнешь на рынок. Воры просто долго ходили за тобой и ждали подходящего момента - когда ты отвлечешься посмотреть товар или просто выпустишь из рук ручку тележки. Поэтому приходилось внимательно смотреть по сторонам - чтобы вовремя обнаружить такой "хвост". В общем, приходилось быть всегда начеку и готовой ко всему.


Набьешь сумки товаром - 3-4 баула - тележки ломались. С этим грузом еще надо было на метро проехать - зайти в вагон электрички и выйти из нее с таким количеством сумок - почти цирковой номер. Москвичи на нас высокомерно поглядывали, ворчали: понаехали тут эти баульщики. А ты молча тащишь свой груз до эскалатора, потом пересадка, потом вокзал... А здесь тоже свои сложности. Нужно взвесить груз и оплатить перевес, без чеков весовщицы тебя охрана, которая стоит перед составом, на пустит на платформу. Если опаздываешь, то платишь охране и проводнику, но это дороже. В общем, нажиться за счет "челнока" - простого человека, который таким способом пытался прокормить семью, было много.


Затащишь все сумки в вагон, их надо еще разместить в вагоне - рундук под первой полкой вмещает только одну сумку, остальные - наверх самой поднимать. Сядешь в поезд, а руки ноют, плечи болят, сердце скачет... И каждый раз думала: все больше не поеду, сил нет. Но без денег - куда? И снова через месяц в дорогу.

 

 

Поездка в Казахстан, в Алма-Ату и Бишкек - это вообще был настоящий экстрим. Там вагоны проводники набивали до отказа - в спальном вагоне было как в общем, так что за сумками своими следили по очереди: один спит, другой дежурит. На рынке платили дань местным бандитам, если не заплатишь, на рынок не попадешь, а если и попадешь, то не выйдешь с товаром - порежут сумку. Так что платили все безропотно. Иногда на станциях местные бандиты заскакивали в вагон, хватали первые попавшиеся сумки и бежали - ты за ними не побежишь, стоянка короткая, да и куда бежать, кого догонять? Так однажды и у меня одна сумка ушла. А еще всю дорогу летели камни в окна поездов - спали ногами к окну, все составы были практически  без окон. 

 

Да еще и продать надо было все, что привезли. На рынке поначалу занимали места с 5 утра, это потом уже закрепились места за каждым торгующим. Зимой пока дождешься рассвета и открытия рынка - уже промерзнешь. В общем, труд этот был очень тяжелым, здоровья и нервов много забрал. Это покупатели считали, что мы деньги лопатой гребли, ворчали на нас за высокие цены. А с привезенного товара вычесть дорожные расходы, налоги, дань бандитам... Оставались копейки. Моими коллегами в поездках были и учителя, и медики, инженеры с высшим образованием.


Как только появилась возможность устроиться на работу - я рассталась с этой челночной романтикой. Работала сначала техничкой в магазине, потом лет через 5 нашла работу по профессии. Сейчас на пенсии. Но с рынками и баулами у меня столько неприятных воспоминаний, что я не хожу нигде и никогда на рынки. И сумочки у меня все маленькие, даже дорожные - тяжести таскать больше не хочу и не могу. А на гайском рынке еще осталось несколько человек, которые уже лет 15 торгуют. Кто-то не смог расстаться с этой профессией...

 

Челноки стали своеобразным символом 90-х. Им поставили памятники во многих городах. Это памятник "челнокам" в Екатеринбурге. 

 

 

Его поставили учредители самого крупного вещевого рынка на Урале – «Таганский ряд», у центрального входа которого и был установлен памятник. Скульптура изображает бывших учительницу и инженера, оставивших свою основную деятельность и решивших стать «челноками». Обе фигуры установлены на постаменте в виде земного шара, который олицетворяет огромные расстояния, которые торговцы вынуждены были преодолевать во время поездок за товарами.

 

"Бронзовые челноки" в Белгороде.

 

 

Черкизовский рынок

Комментарии

  • milediwinter • 11-10-2016, 08:59
    Хорошая история! Живая и берущая за душу! Раньше куда только не ездили, чтобы купить вещи хотя бы для своей семьи. В Гае-то практически ничего не было.
  • Полина Мышелова(Слюсаренко) • 10-10-2016, 03:23
    Жалко закрыли рынок,а сколько много хороших вещей можно было купить по дешевле.
  • обама-ЧМО • 09-10-2016, 20:14
    А москвичи зажрались.На них вся Россия работает,а они выёживаются.
  • san_ja • 09-10-2016, 16:19
    По-моему, слово "сильные" здесь не уместно. Необходима "жилка", предрасположенность к той или иной профессии.
  • Ket-li • 09-10-2016, 14:34
    А они "роптали", но делали. Подняться не всем было дано, многие просто выживали
  • roma666 • 09-10-2016, 13:39
    Многие сильные люди,которые не роптали "как это тяжело",поднялись на этом деле!
  • кузьма13 • 09-10-2016, 11:03
    "Весёлого" мало, можно только посочувствовать людям.
Гайчане приняли участие в экстрим-фестивале «#Отжигаем»
Джип-триал и GPS - ориентирование.
11 000 рублей  оплатят подростки за поврежденные фонари
Камеры видеонаблюдения помогли найти подростков.
Палят костерки в лесопосадке
В лесопосадке, разделяющей переулок Спортивный от 9 микрорайона, жгут костры
Фото и видео с мотокросса
Соревнования прошли на высоком зрелищном уровне и как всегда собрали немало болельщиков.
Авария на перекрестке Советская-Свердловская. Есть пострадавщие
Пострадавших - пассажиров Шевроле-Нива доставили в лечебное учреждение.
Большой школьный базар в магазине «Книги»
Тетрадь (12 листов) от 2,5 рублей, альбом от 10 рублей, ручка от 4,5 рублей, дневник в жестком переплете от 45 рублей, акварельные краски от 45,5 рублей.
Поступление школьной формы и обуви в «Московской ярмарке». Скидка -10%
Торопитесь, до конца августа 2017 г. - скидка на весь ассортимент -10%!
Сегодня - Яблочный Спас
Гай - город яблочный. Яблонь на улицах города много. Весной наряжают город в белое, к осени радуют плодами.
Прожиточный минимум. Права на социальные выплаты
Прожиточный минимум. Права на социальные выплаты, другие меры социальной поддержки.
Первый паспорт можно оформить в МФЦ
Управление МВД и МФЦ заключили дополнительное соглашение о взаимодействии, в рамках которого стало возможным оформление через МФЦ первого паспорта.
Пенсия повысится с учетом нестраховых периодов?
Нестраховой период - время ухода за ребенком до полутора лет. Дополнительные пенсионные баллы.
Владислав Попов покидает должность заместителя Главы
Владислав Попов - заместитель Главы администрации Гайского городского округа по жилищно-коммунальному хозяйству и капитальному строительству покидает свою должность.
Телефон редакции
8-922-626-05-00
Яндекс.Метрика