28.05.2023, 13:30     2 954

Вечер с бобрами

Бобры, обитающие на реке Урал, всё чаще сталкиваются с человеком, несмотря на  ночной образ жизни. Это вынуждает нас повнимательнее присмотреться к зубастым соседям, чтобы ненароком не попасть на их территорию и избежать конфликтов.

 

Около восьми вечера. На одном из островов посреди Урала начинается  бобровая «движуха».

 

Бобр-мама, оставив двух малышей без присмотра, отправляется на жировку.

 

Она некоторое время плывет навстречу течению, чтобы причалить к пологому берегу, поросшему осинником. На берегу бобриха ненадолго встаёт на задние лапы, коротко оглядывается и, не заметив опасностей, неуклюже двигается к молодым осиновым деревцам.

 

Там она, погрузившись в гущу поросли, вновь встаёт на задние лапы, опершись о прибрежную гальку хвостом. Передними лапами подтягивает к морде зеленые ветки и начинает лакомиться. Похожа она в это время на медвежонка в малиннике. И даже рост сопоставим. Издалека нам кажется, что он достигает метра (хотя в среднем длина бобра без хвоста – около 80 сантиметров). Возможно, иллюзию исключительной величины животного создает то, что бобриха тянется через прошлую поедь к ещё свежим веткам, привстаёт на лапах.

Мы, любуясь реликтовым животным, вспоминаем то, что известно о нём. Реликтом бобра называют за его давнее происхождение. Формирование бобра как вида уходит в глубину геологических эпох. Сначала это было норное животное, хорошо адаптированное к жизни под землей. Потом, около 30 миллионов лет назад, в середине палеогена, бобры перешли от норного образа жизни к полуводному. Этому способствовало мел-палеогеновое вымирание рептилий, которое  подтолкнуло к бурному  расцвету млекопитающих,  освободив много экологических ниш. Одну из таких ниш – около воды – заняли бобры, приспособившиеся нырять и плавать и научившиеся прятать под водой вход в свои хатки. По мере того, как тропический климат на всей земле   становился  континентальным и полярные шапки надолго украсили планету,   хвостато-зубастые животные  научились запасать корм, ориентируясь на суровую зиму. А засуху преодолевать с помощью  работ, схожих с нашей гидротехникой  (строительство плотин и каналов).

 

Я щёлкаю затвором фотоаппарата. Бобриха опускается на все четыре лапы и семенит к воде. Её силуэт, освещенный мягким вечерним светом, дополнительно отсылает нас к миру первозданных исполинов и чудищ. До чего же гармонична эта первозданность, ибо за прошедшие миллионы лет всё в организме бобра отточено эволюцией, как в лучших часовых механизмах. Мир кардинально менялся, и природа выдавала бобрам инструмент за инструментом: усложняющиеся инстинкты, новые разнообразные навыки, помогающие адаптироваться к переменам, крепнущий интеллект.

Наш бобр доплывает до острова и выбирается  на берег. Под берегом, в сплетении корней – бобровый кобл, небольшое временное убежище. Оттуда к матери бросаются два бобренка. Появление родительницы придает им энергии. Они тычутся в живот матери, пытаясь устроить собственную жировку – на материнском молоке. Но мать строга. Отпихивает бобрят: «Уже  взрослые! Ищите корм сами!».

 

А сама, компенсируя незавершенную жировку на нашем берегу, карабкается по крутому берегу острова. На нём тоже много зелени. Есть что перекусить. И даже запасы на зиму уже готовы. У самого края острова появилось со всех сторон подрезанное зубами дерево. Оно обгрызено ровно так, чтобы на «лесоруба» не упало. Оно будет стоять до особо сильного, штормового ветра, который самих «лесорубов» загонит в логово.

 

Вот тогда дерево упадёт на пустынный (а может, уже и заснеженный) остров, обеспечив островным жителям корм и строительный материал (на случай, если срочно придётся возводить над коблом, логовом или норой  дополнительную крышу).

В конце XIX века с бобрами случилась беда. Человек их почти уничтожил. Если взглянуть на старинные картины в стиле реализма, на все эти детально прописанные на холсте бобровые воротники и шапки, станет ясна одна из причин боброцида – безжалостного уничтожения реликтовых животных. Сегодня популяция бобров восстановлена. Но это не значит, что можно относиться к ним варварски. Бобры на планете появились намного раньше человека. Может, хоть это прибавит уважительного к ним отношения.   


Author: yuri_sh


Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.