13.06.2022, 16:00     2 368

«Сейчас диктатура фотографа!»

Сегодня – годовщина смерти известного советского фотохудожника М. С. Наппельбаума.

 

Родился он в 1869 в Минске. Стал там профессиональным фотографом. Много странствовал по Российской империи и миру. В 1910 году, уже будучи известным мастером, перебрался в Санкт-Петербург. В январе 1918-го сделал портрет Ленина, один из лучших. Сам фотохудожник вспоминал, что при съемке в Смольном нашлось много подсказчиков, которые давали фотографу самые разные советы. Пришлось Ленину вмешаться:

 – Не будем мешать, сейчас диктатура фотографа!

М. С. Наппельбаум снимал многих деятелей революции, акторов политики и государственного строительства: В. Воровского, Ф. Дзержинского, А. Луначарского…

На снимках Наппельбаума 1920-30-х годов запечатлены М. Горький, А. Ахматова, С. Есенин, А. Блок, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург и другие представители советской литературы и искусства. Весь российский культурный бомонд мечтал побывать в его фотомастерской, несмотря на то, что портреты его отнюдь не льстили фотомоделям. Среди наппельбаумской натуры – наши земляки, известные писатели Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин. Не будь этих портретов, мы бы многое потеряли в сегодняшнем восприятии их творчества, ведь через внешность героев с фотографии прорывается их внутреннее содержание – характеры, привычки, склонности.

 

Л. Н. Сейфуллина, фотопортрет М. Наппельбаума (эл. копия – б-ка им. Н.А. Некрасова, Москва)

Суммируя итоги своей фотографической практики, М. С. Наппельбаум сформулировал собственный подход к фотоизображению так:

«Огромную радость приносил мне фотоаппарат с объективом «Фойхтлендер», которым я работал впоследствии постоянно. Я всегда избегал особой резкости в портрете, которая придает рисунку сухость, поэтому зачастую, при наведении на фокус, я оставлял изображение чуть-чуть менее резким, чем это следовало, экспонировал на какую-то долю секунды то больше, то меньше, чем надо было, – в зависимости от замысла, иногда недодерживал в проявителе негатив. Резкость, чрезмерная отчетливость изображения усугубляет ощущение плоскостности, отсутствие воздуха, все подробности выступают на поверхность. Когда же портрет мягче и какая-то еле уловимая грань отделяет его от вполне резкого изображения, легче возникает впечатление второго плана, у зрителя создается больше представлений, чем зафиксировано на бумаге, он получает возможность дополнить увиденное своим воображением, домыслить».


Часть портретов этого автора хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Там создан специальный фонд. И исследователи могут познакомиться с оригиналами известных фотопортретов. В архиве, в частности, есть двойной портрет Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, сделанный в 1920-е годы.

 

Двойной портрет Л. Сейфуллиной и В. Правдухина. РГАЛИ. Ф. 2325, оп.1, ед.хр. 422 (эл. копия – архив автора).

Умер М. С. Наппельбаум в Москве 13 июня 1958.

 

 Author: yuri_sh


Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.