В 1970 году на экраны страны вышел добротный (и добрый!) кинофильм «Впереди день».
А снималось это кино годом ранее в антураже нашей восточно-оренбургской степи, в молодом поселке Гай (и отчасти в Орске).
Хотя по сюжету речь идет об условной точке на карте и условной стройке, молодой Гай, его карьеры, его целинная степь раскрывается в фильме вполне узнаваемо.
Фильм снят по повести Ирины Велембовской «Дела семейные». Два ребенка послевоенного времени, два брата-близнеца, были разлучены судьбой.
Один из них – Вася – остался с матерью в деревне, испытывая все трудности послевоенного детства. Другой, Валентин, с теткой уехал в Москву.
Отслужив армию, Василий в столице встречается с братом-близнецом. И с удивлением слышит от тетки, опекавшей брата, те принципы, на которых строилось воспитание юного москвича: «Я вовсе не хочу, чтобы Валя у меня работал. Что он, глупый?»
А далее закручивается лихой сюжет… Василий уезжает в далекую степь на стройку. Молодежный коллектив. По-своему мудрые парни-весельчаки из бригады водителей БелАЗов. Борта карьера, которые даже в черно-белом фильме отсвечивают матовым светом медной руды… И конечно – девушки!
Артисты и кинооператоры на съемках в карьере. Фото из газеты «Гайская новь», 1969.
Драматический сюжет разбивается особыми лирическими перебивками – «художественными» проездами БелАЗов, которые без натяжки можно назвать «вальсом БелАЗов».
Не будем пересказывать сюжет, понимая, что кому-то захочется пересмотреть старый фильм. Но подчеркнем, что сделан он очень профессионально. А главное – в духе шестидесятничества, открывшего для советской литературы и для кинематографа личностное измерение жизни. Фильм снят режиссером Павлом Любимовым. В главных ролях – Л. Неведомский (шофер БелАЗа Василий), В. Соломин (его брат Валентин), а также Т. Иваненко, Н. Федосова, Н. Булгакова, И. Бортник, Ю. Смирнов и другие.
В стране, по-настоящему независимой, независим каждый человек. А личная независимость – производное от умения, желания и возможности творчески и заинтересованно трудиться. А еще она, эта личная независимость , держится, как на фундаменте, на четком соблюдении основных норм человеческого общежития, на порядке в устоях жизни. Последнее в обиходе называется просто: порядочность.
Возможно, старый фильм напомнит эти прописные истины и станет для кого-то хорошей добавкой к сегодняшнему праздничному вечеру...
Author: yuri_sh