---

2.09.2018, 10:00     4 380

«Вода из этой скважины бьет на высоту двух метров…»

Продолжаем рассказ о «предтече» нашего города – о курорте «Гай».


Именно эта точка на карте Восточного Оренбуржья претендует на то, чтобы определять ее как предысторию нашего «медного городка». Именно курорт «Гай» позволяет связать воедино нить гайской истории (попутно удлинив ее лет на тридцать).

В наших рассказах о курорте мы приближаемся к концу 1930-х годов. Что там творилось 80 лет назад – в 1938-м? Пожелтевшие, но бережно сохраненные Оренбургской областной научной библиотекой им. Крупской газеты могут, при наличии терпения у читателя, рассказать об этом.

Автор Ткаченко (подписался без инициалов) в заметке «Курорт Гай» («Оренбургская коммуна», 1938, 12 апреля) рассказал о произошедших на курорте переменах.


«Для лечебных целей, – пишет автор, – курорт пользовался водой и грязью из прилегающих озер…


…теперь, после геологических разведок на медную руду, использует минеральную воду из буровой скважины глубиной в 24 метра. Вода из этой скважины бьет на высоту двух метров, с приходом в сутки 240 тысяч литров, вполне обеспечивая нужды курорта.

Эта минеральная вода с большим содержанием сернокислого железа и меди еще больше увеличила лечебное значение курорта. Лечебные факторы «гаевской» воды на практике показали лучшие результаты по лечению ревматиков и больных бруцеллезом.

В 1937 году за летний сезон на курорте прошло около 500 человек больных…».

Но несмотря на заметный оздоровительный эффект «гаевских» процедур, оренбургский облздравотдел и курортное управление мало занимаются благоустройством курорта.

«Питьевая вода, – пишет Ткаченко, – подвозится бочками за три километра. Не отведена определенная площадь земли и охранная зона усадьбы. Через усадьбу проходят большие проезжие дороги. Отработанная вода из лечебницы не имеет определённого стока и спускается на поля и в рощи. Трубы скважины, питающие грязелечебницу, сильно разъедены. Ремонт зданий и постройка новой лечебницы идет медленно».

Через месяц с небольшим, 17 мая 1938 года, «Оренбургская коммуна» вновь обращается к теме курорта «Гай».

Автор – тот же (только теперь расшифрована его должность: старший горный инспектор). Он «сигналит» о потерях, связанных с той самой буровой скважиной, о которой писалось ранее…


«Воды скважины содержат много железа и относительно значительное количество меди – от 16 до 98 милиграммов на 1 литр воды.

Вода курортом полностью не используется для лечебных целей в летний сезон а в зимний период целиком отводится по трубам и канавам в поле, принося вред растительности. Вместе с водой уносится вся растворенная в ней медь
.


По приблизительным подсчетам потеря меди выражается за год от 1,382 до  8,380 килограммов  по одной лишь скважине, а таких скважин на курорте несколько».

Предложение у старшего горного инспектора такое:

«Серно-медному комбинату «Ормедь»  следовало бы организовать извлечение меди так, как это сделано им у себя на руднике (речь о Блявинском месторождении медно-колчеданных руд, – Yuri_sh.), или оказать помощь курорту по организации необходимых установок по извлечению меди.

Эти установки несложны и недорого стоят…».

Что читать:
Ткаченко. Курорт «Гай» // Оренбургская коммуна. Оренбург, 1938. – 12 апреля.  
Ткаченко. Недопустимая потеря меди // Оренбургская коммуна. Оренбург, 1938. – 17 мая.

Другие публикации о курорте «Гай»:
«Больные не могут подавать никаких ходатайств!»

Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.