Село Уральск, некогда одно из ведущих отделений совхоза «Вишневые горки», сегодня неожиданно для себя, спонтанно специализируется на… удодоводстве. Близкое расположение к реке Урал, наличие перепревших навозных куч, хорошо освещенные степные и луговые участки – все это позволило селу приютить на своей территории большое количество удодов. Удод – не особо частая птица для реки Урал. Но в этом году она встречается в уральской долине чаще, чем в прежние годы. Вероятно, причина – в теплом и влажном лете, стимулирующем распространение насекомых, основной пищи удода.
…Рано утром (нет и семи!) мы идем по околице села, выходим на грунтовую дорогу, огибающую Уральск. С одной стороны – высокий холм с поклонным крестом. По холму взбирается стадо коров. С другой стороны – законсервированные здания молочно-товарной фермы. Можно представить, что рои насекомых есть и там, вверху, где пасется стадо, и на обочине, у ферм, где перепревший навоз густо порос сорняками.
Дорога кажется пустынной. Но на ней теплые лужи, над которыми вьется гнус. Над лужами выписывают стремительные виражи ласточки и стрижи. А на колеях – множество самых разных жучков-паучков. Это – потенциальная добыча «носато-хохлатых» птиц. Любой, въезжающий в село водитель обязательно вспугнет своей машиной пару-тройку семейств удода. Уж очень привлекательны для птиц дороги. Мы идем туда, где еще вечером, через окно автомобиля приметили парочку необычных пернатых. В воздухе раздается нежная темпераментная трель. Похоже, что кто-то заводит маленький тракторок с нежным мотором: «У-ту-ту-ту-ту!». «Трактор» смолкает. Потом опять, уже из другой точки обширных сельскохозяйственных ландшафтов доносится: «У-ту-ту-ту!».
А на дороге, за ее изгибом, мы видим двух птиц. Длинный клюв, хохолок, черно-белые крылья и красивая грудь цвета розовато-бланжевой, хорошо размятой глины… Завидев нас, одна из птиц срывается и в порхающей манере летит к сельскому кладбищу. Там высокие деревья – и в их тени легко укрыться. Вторая птица какое-то время изучает наши намерения и, догадавшись, что мы ее заметили, тоже летит к кладбищу. На кладбище тишина. Зато от ферм, с оголенных чьей-то косой проплешин в траве доносится невозмутимое тарахтенье нежных летних «тракторов»: «У-ту-ту-ту!». «Трактора» заняты делом: без устали уничтожают вредителей полей и огородов: мух, бабочек, саранчу, кузнечиков…
Author: yuri_sh