4.06.2021, 14:00     3 716

Площадки для мусора - в руки гайчан?

Журналисты газеты «Гайская новь» изучили проблему содержания площадок для накопления ТКО с точки зрения законодательства. В сегодняшнем номере газеты (№ 43 от 04.06.2021) этой теме посвящен большой материал. Предлагаем его вашему вниманию.

Мусорная тема вот уже почти два года будоражит общественность по всей стране. Чтобы избавить наши дворы, улицы, а также поля и леса от свалок, был создан региональный оператор ООО «Природа», осуществляющий вывоз коммунальных отходов. В Гайском городском округе на момент создания регоператора сбор мусора с помощью контейнеров уже осуществлялся. Однако, согласно требованиям «мусорной» реформы и надзорных органов, было необходимо обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). Постепенно эта работа началась и, как мы знаем, продолжается до сих пор во всех населенных пунктах Гайского городского округа. Администрация организовала места сбора мусора, вывозит его регоператор ООО «Природа», а очистку площадки и дезинфекцию контейнеров в настоящее время никто не проводит. Кто должен обслуживать эти площадки? Давайте разбираться.


В вопросах сбора, вывоза и утилизации мусора у каждого своя зона ответственности. И, как выяснилось, содержание контейнерных площадок возле многоквартирных домов – это ответственность собственников жилья. Не администрации, не ООО «Природа», а наша с вами.
Но сразу оговорюсь, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и выполнение работ.

Каждому - своё…

Согласно Жилищному кодексу РФ (статья 161) управление многоквартирным домом (МКД) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Тут возникает вопрос: относятся ли площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) к общему имуществу? Да, относятся. Это регламентируется правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года. Так, в п. 11 требований к содержанию общего имущества говорится: «Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природных климатических условий расположения многоквартирного дома, включают в себя… работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов» (чтобы было более понятно, под уборкой здесь подразумевается вывоз ТКО – прим. авт).
Кроме того, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (за исключением упомянутой выше уборки мест погрузки ТКО) входят в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ №290 от 3 апреля 2013 года. Добавлю также, что минимальный перечень услуг и работ – это основа для лицензирования деятельности любой управляющей организации: если она не выполняет все требования этого перечня, она лишается лицензии.
Разумеется, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Кстати, согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, кроме прочего, плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Оставим в стороне сухой юридический язык и резюмируем: содержание площадок для накопления ТКО – наша с вами обязанность. А если наши обязанности мы доверяем выполнять управляющим компаниям, то эта работа автоматически ложится на их плечи.
Оказание услуг управляющей компании  по содержанию площадок накопления ТКО входит в плату за содержание общего имущества МКД, поскольку обеспечивает выполнение перечня минимальных услуг.
Чтобы окончательно расставить все точки на i, стоит, пожалуй, очертить и круг обязанностей муниципальной власти – или, говоря «народным» языком, администрации. В соответствии со ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся лишь полномочия администрации по решению вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и, как следствие, – утверждение правил благоустройства территории городского округа.

Судебная практика

Долгое время ситуация в Гайском городском округе не соответствовала требованиям законодательства. Вы заметили, что упомянутые выше законодательные акты датированы 2006 и 2013 годом? Но, как известно, рано или поздно любая проблема проявляется – шила в мешке не утаишь. На вопросы, связанные с накоплением и вывозом мусора сейчас обращено пристальное внимание со стороны многих надзорных органов и властных структур. Так, в прошлом году, осуществив внеплановую документарную проверку управляющих компаний Гайского городского округа, Государственная жилищная инспекция вынесла в их адрес предписание, в соответствии с которым необходимо обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в МКД, находящихся в управлении у данных компаний, путем выполнения работ по организации площадок накопления ТКО, в том числе и для крупногабаритного мусора, а затем - представить в инспекцию документы о включении в реестр указанных площадок. Управляющие компании не согласились с требованиями жилинспекции и обратились в суд.
Одним из основных моментов, оказавшихся в центре спора, стали существующие площадки для накопления ТКО, созданные органами местного самоуправления и находящиеся на земельных участках, принадлежащих муниципальному образованию. Управляющие компании апеллировали тем, что не имеют возможности создать свои площадки для накопления ТКО с соблюдением положенных санитарных норм, ведь границы земельных участков, на которых расположены управляемые компанией многоквартирные дома, ограничены расстоянием в один метр по отмостке дома. А согласно санитарным нормам, контейнерные площадки должны располагаться не менее чем за 20 метров и не более чем за 100 метров от каждого дома. По мнению управляющей компании, поскольку существующие контейнерные площадки находятся на муниципальной земле, следить за их состоянием – тоже ответственность муниципалитета.
Однако Гайский городской суд, а затем и областной суд с возражениями УК не согласились и вынесли решение: предписание государственной жилищной инспекции признать законным.
Таким образом, управляющие компании в силу законодательных норм Российской Федерации обязаны организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемых многоквартирных домов. В настоящее время предписания государственной жилищной инспекции ни одна управляющая компания в городе Гае не выполнила, нарушив тем самым лицензионные требования, на основании которых они имеют право оказывать свои услуги собственникам жилья в многоквартирных домах.

Решить сложно, но можно!

Теперь управляющие компании, а в их лице – собственники жилых помещений в МКД - могут пойти по одному из четырех вариантов решения проблемы.
Первый. Администрация Гайского городского округа готова передать на безвозмездной основе существующие площадки накопления ТКО вместе с контейнерами в собственность владельцев жилых помещений в многоквартирных домах – как в отдельно взятом доме, так и в нескольких сразу (при принятии соответствующего решения Советом депутатов Гайского городского округа). В этом случае собственники жилых помещений смогут не только самостоятельно решать, как содержать в чистоте контейнерные площадки, но и получат возможность, например, сдавать в аренду контейнеры организациям и предприятиям или соседним домам. Примечательно, что управляющие компании, представляющие интересы собственников жилых помещений, будут иметь полное право осуществлять контроль за вывозом ТКО.
Второй. Собственники жилых помещений многоквартирного дома могут выкупить в собственность существующие контейнерные площадки по рыночной стоимости. Продажа осуществляется с помощью аукциона, а потому площадка будет принадлежать только одному отдельно взятому дому, жители которого также смогут сдавать в аренду отдельные контейнеры. Однако такой подход чреват возникновением конфликтных ситуаций между соседними домами и управляющими компаниями.
Третий. Собственники жилых помещений одного отдельно взятого многоквартирного дома могут взять существующую площадку для накопления ТКО в долгосрочную аренду по рыночной стоимости. Процедура также оформляется с помощью торгов. Но передавать в субаренду площадку или отдельные контейнеры собственники уже не будут иметь права. Если представить, что в одном дворе четыре дома, то получается, что контейнерной площадкой смогут пользоваться жители только одного дома, который выиграл аукцион. Жители остальных домов будут вынуждены искать другие варианты для того, чтобы выкинуть свой мусор.
Четвертый. Управляющие компании, которым собственники жилых помещений доверили управление своим общим имуществом, занимаются формированием земельного участка под каждым многоквартирным домом в соответствии с нормативами, а затем – строительством на нем собственной площадки накопления ТКО. Правда, в этом случае соблюсти нормы СанПиНа будет затруднительно.
В общем, проблема назрела. Причем, довольно серьезная. Как она разрешится, покажет время. Понятно одно: собственники жилых помещений в многоквартирных домах в кратчайшие сроки должны инициировать общие собрания вместе со своими управляющими компаниями, чтобы найти решение, которое их устроит. Словом, контейнерные площадки, так или иначе, должны перейти в руки гайчан.
Н. БУНИНА.

Справка:
Санитарные требования к размещению контейнерных площадок установлены санитарными правилами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно данным санитарным нормам, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. Существующие в городе Гае контейнерные площадки в большинстве случаев не соответствуют этим требованиям, поскольку районы города строились в те времена, когда этих требований не существовало и места под накопление ТКО не предусматривались. Однако в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов в части размещения контейнерной площадки, имеется возможность узаконить данные расстояния в судебном порядке по инициативе собственников жилья МКД.

Источник: сайт администрации Гайского городского округа

Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.