Для жителей многоэтажек лифт – самое необходимое приспособление в подъезде в любое время года. Еще совсем недавно многим гайчанам после второй или ночной смены приходилось подниматься домой пешком по лестнице только лишь по той причине, что лифты в их подъезде включались в семь (а то и позже) часов утра, а в 22-23 вечера уже выключались.
На сегодняшний день эта проблема полностью отсутствует – лифты практически во всех домах нашего города работают круглосуточно. Это стало возможным благодаря диспетчеризации, проведенной в высотных домах города. О том, какие еще изменения в лифтовом хозяйстве произошли за последнее время, мы поговорили с директором ООО «Домоуправление-3» Николаем Георгиевичем Тикан.
- Николай Георгиевич, вы провели диспетчеризацию лифтов. Что это значит, какие работы были сделаны?
- Во-первых, мы оборудовали диспетчерский пункт. Если раньше на отдельной группе домов дежурил лифтер, то сейчас все лифтовое хозяйство расположено в одном месте – в диспетчерской на мониторе компьютера содержатся данные о состоянии всех лифтов в реальном времени. Во-вторых, была восстановлена прямая связь между кабиной лифта и дежурным оператором. В-третьих, лифты теперь работают круглосуточно. Раньше лифты работали с семи часов утра до десяти часов вечера (летом – до одиннадцати), один лифтер обслуживал по 12-15 лифтов. Пока включались лифты, многие уже уходили на работу по лестнице.
- Как проходила работа над диспетчеризацией лифтов?
- Года три назад, когда тариф за пользование лифтом начали считать с одного квадратного метра, а не с человека, люди начали возмущаться. Понятно, им хотелось, чтобы лифт работал в любое время суток. Тогда домоуправления и компания ООО «Импорт-лифт», которая обслуживает лифты в наших домах, пришли к выводу, что необходимо обеспечить круглосуточную работу лифтов. На тот момент лифты были в домах только у трех домоуправлений (ДУ-2, ДУ-3 и ДУ-6). У ООО «Домоуправление-3» было 19 лифтов - гораздо больше, чем у остальных. Однако летом прошлого года были запущены в круглосуточную работу лифты по ул. Ленина, 39, Ленина, 40 (ДУ-6), Декабрис-тов, 4 (ДУ-2), ул. Декабристов, 13 (ДУ-3), а на ул. Декабристов, 1 были проведены все работы по подготовке лифтов к диспетчеризации. В тех домах, где лифты начали работать круглосуточно, был проведен опрос: большинству жителей понравилось, что лифт доступен для них в любое время суток (не понравилось только 11%). И уже в этом году мы завершили полностью все работы по диспетчеризации лифтов во всех наших домах (кроме пр. Победы, 19).
- За счет каких средств проведены эти работы?
- Мы не выходили за рамки того тарифа, который был установлен на каждом доме за содержание и текущий ремонт жилья. Исключением стал только дом по ул. Орской, 132/2, потому что он перешел к нам из ТСЖ не так давно. Жители дома согласились заплатить за диспетчеризацию лифтов отдельной строкой.
- Николай Георгиевич, какова стоимость проведенных работ по диспетчеризации лифтов?
- Согласно смете расходов, которую предоставила нам лифтовая компания, для диспетчеризации шестнадцати лифтов понадобилась бы сумма в размере 494482 рубля - для того, чтобы провести диспетчерскую связь и сигнализацию (почти 31 тыс. руб. на каждый лифт). Для нашего ДУ это большие деньги, поэтому я обратился в администрацию города с просьбой включить эти расходы в бюджет. Решение об изменениях в бюджете города принимаются на Совете депутатов, но для этого должно поступить предложение от администрации. Но оно так и не поступило. Тогда мы решили, что диспетчеризацию все равно нужно провести во что бы то ни стало.
Мы встретились с представителями лифтовой компании и решили, что стоимость оборудования мы оплачиваем, а монтажные работы они проводят за свой счет при условии, что будут обслуживать лифты в наших домах в течение пяти лет после проведения этих работ. Таким образом, ООО «Домоуправление – 3» потратило на оборудование одиннадцати лифтов (с домом по пр. Победы, 19 к тому времени договор был уже расторгнут) 185 тыс. рублей. И эти деньги нам разрешили отдавать в рассрочку на шесть месяцев.
- Влияет ли диспетчеризация лифтов на экономию средств по их эксплуатации?
- Если бы у нас реже выключали электроэнергию, то срок службы лифтов был бы дольше. Немало средств тратится на замену двигателей, которые чувствительны к перепадам напряжения. На обслуживание особой экономии в средствах нет, т. к. количество сотрудников в штате ООО «Импорт-лифт» практически не изменилось, а их услуги должны быть оплачены.
- Вопрос, который волнует, пожалуй, многих собственников.
Должны ли платить за пользование лифтом жители первых - вторых этажей?
- Согласно Жилищному кодексу лифты являются общим имуществом дома, которое принадлежит им на праве общей долевой собственности (ст. 36 ЖК РФ), а, как известно, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 ЖК РФ). Поэтому в настоящее время за пользование лифтом платят абсолютно все собственники жилья в многоэтажных домах независимо от того, на каком этаже они живут.
- Спасибо, Николай Георгиевич. Надеюсь, что наша с Вами беседа разъяснила многие вопросы, важные для гайчан.
Беседу вела Н. УШКОВА.
Фото автора.