21.11.2021, 18:00     3 178

«Взмахну огромнейшим тебе ковшом…»

Когда-то медная руда в Гае добывалась открытым способом, а самой яркой приметой индустриального пейзажа был экскаватор и разбегающиеся от него груженные рудой БелАЗы.

Карьер Гайского ГОКа. 1959, сентябрь

Вокруг экскаваторной техники успела сформироваться рабочая элита. И ее путь к высотам мастерства был непростым. Нелегкое технологическое восхождение проделали и сами экскаваторы. 

В годы индустриализации в середине 1930-х годов на стройках Восточного Оренбуржья люди успели поработать не только на лошадях, но и на паровой технике. Известный журналист Л. Большаков оставил нам яркий рассказ, как  такой паровой «динозавр» ППГ-1,5  (экскаватор полноповоротный гусеничный с емкостью ковша в полтора куба) под номером 61 осваивался на стройке Южно-Уральского никелевого завода.

 

Выпущен был  тот экскаватор в 1935 года на Ковровском заводе (это во Владимирской области). Потом отправлен на строительство канала Волга – Москва. А уж потом прибыл в Орск… Здесь  «руководил сборкой экскаваторов мастер Якименко. Опыта монтажа таких машин ни он, ни его помощники  не имели; к тому же где-то в пути задержалась техническая документация. До всего доходили своим умом, своими руками».  Опыт Якименко пригодился, когда   конструкторы решили сменить у экскаватора №61 паровой котел на электрический двигатель.   На экскаваторе-«динозавре» работало четыре сменных машниста: В.П. Романов, Танцура, А.И. Турбабин. Они же приняли активное участие в  переоборудовании своего «кормильца» до электрической версии.


 

Обратим внимание  на одного из героев очерка Леонида Большакова – А.И. Турбабина…


Когда началась война и молодые машинисты ушли на фронт, на Алексея Ивановича легла обязанность – обучить работе на экскаваторе женщин и подростков. А.И. Турбабин посадил в кабину машины и своего сына – Павла…

 

 

После войны Павел Алексеевич Турбабин не изменил своей профессии, основы которой получил от отца…

 

 

Это лишь несколько  судеб тех, кто на заре индустриализации внедрял могучую технику в строительство и производство, а потом, в 1960-1970-е годы, добывал с ее помощью медную руду открытым способом.

 

А техника – она, конечно, была уже не на паровой тяге… Еще один герой труда, машинист экскаватора Петр Трофимович Маршинский в беседе с журналистом В.М. Балаковым вспоминал, что пошел работать  в первый послевоенный 1946 год на строительство Ириклинской гидроэлектростанции:

«Позже окончил курсы машинистов дизельных экскаваторов. Два года был помощником машиниста экскаватора Д-107 с емкостью ковша 0,7 кубометра. Пришлось работать и на уралмашевском паровом экскаваторе СЕ-3, и на электрическом  ЭКГ-4,6, и на ЭКГ-8И. На Гайском горно-обогатительном комбинате собрал два экскаватора, на Киембаевском и в городе Ясном один восстановил и три новых собрал».

СЕ-3, о котором упоминает П.Т. Маршинский, – легендарное детище  уралмашевского конструктора Бориса Ивановича Сатовского.

 

Экскаватор ЭКГ-8-11. Гайский ГОК, 1970

Эти машины активно участвовали в послевоенной  разработке отечественных месторождений полезных ископаемых, в сооружении гидроэлектростанций, в прокладке судоходных и оросительных каналов.  


Сегодня, как и в 1960-1970 годы,   индустриальный пейзаж  Восточного Оренбуржья  немыслим без экскаваторов.  В том числе, уралмашевских.

 М. Мешков. Из серии «Гайская новелла». 1967. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Author: yuri_sh


Фото и иллюстрации:

Карьер Гайского ГОКа. 1959, сентябрь. Из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея // Каталог.рф 

А.И. Турбабин; П.А. Турбабин; работающий экскаватор. Рис. В. Жабского // «Уральский следопыт». – Свердловск, 1960. – №2. 

Экскаватор ЭКГ-8-11. Гайский ГОК, 1970. Из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея // Каталог.рф 

М. Мешков. Из серии «Гайская новелла», линогравюра. 1967. Оренбургский областной музей изобразительных искусств // Каталог.рф 

 

Что читать?

Большаков Л. Его большая судьба // Уральский следопыт. – Свердловск, 1960. – №2

Балаков В. Меднорудный Гай – жемчужина Урала. – Пермь, 2005.

Экскаваторы Уралмаша: вначале был СЭ-3 // ТЕХНОmagazine. – Режим доступа:  http://uralmashidea.ru/voploshchennye-idei/11-ekskavator-se-3.html


Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.