25.01.2022, 14:00     5 108

ЗАО «Терминал» - гайская легенда

Сегодня мы расскажем вам о заводе по производству микроавтобусов и микрогрузовиков «Терминал», который в 1990-х годах существовал в Гае. Малое предприятие «Терминал» начало свою деятельность в начале 1991 года, согласно приказу № 491-П от 29.12.1990 «О создании малого предприятия» за подписью Щербакова Сергея Анатольевича, начальника Гайского ПАТП, в одном из помещений которого оно и расположилось. Первым руководителем и одним из основоположников стал Николай Николаевич Корнеев.

Несмотря на то что «Терминал» был организован практически с нуля, уже в первые месяцы работы из ворот цеха начала выходить товарная продукция в виде микроавтобусов на базе шасси УАЗ-3303-01. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству гайчан с расположенным в 40 км Новоорским опытно-экспериментальным механическим заводом (НОЭМЗ), который к тому времени уже в течение нескольких лет производил автопередвижные вахтовые машины АПВ-У-01 по технической документации НПО «Гидроимпульс» из Пскова.

Первоначально из Новоорска в Гай поступали ульяновские шасси и все комплектующие, необходимые для производства автомобилей. АПВ-У-01 представляли собой 7-местные пассажирские микроавтобусы с цельнометаллическим кузовом вагонного типа. При изготовлении таких автомобилей от уазовской кабины отрезали определённый участок задней стенки, после чего к оставшейся части пристыковывали каркас будущего пассажирского отсека, выполненный из прямоугольных металлических труб. Затем осуществлялся монтаж наружных панелей облицовки и крыши, следом шли окраска, внутренняя отделка салона и монтаж сидений.

Ещё одним видом продукции на шасси УАЗ, освоенном гайчанами, были грузопассажирские автомобили АПВ-У-05 «Фермер», имевшие 5-местную кабину с двумя рядами сидений и небольшую грузовую платформу сзади. Документация на них была также получена с НОЭМЗа. Данная модель имела два исполнения: с отдельной деревянной платформой или с металлической, выполненной заподлицо с кабиной автомобиля.

Пережив несколько реорганизаций и перейдя в полном объёме на самостоятельное производство машин, вставший на ноги «Терминал» становится полностью независимой организацией, генеральным директором которой по решению собрания акционеров назначили С. А. Щербакова, некогда давшего жизнь этому заводу. Соответственно прекратили и плотное сотрудничество с НОЭМЗом. Интересно, что между ставшими фактически конкурентами предприятиями, расположенными в одном регионе и выпускавшими аналогичную продукцию по похожей техдокументации, сохранились очень добрые отношения.

С возведением нового цеха завод нарастил объёмы производства и в месяц собирали уже более 20 машин. Одновременно расширялся ареал сбыта продукции. Гайские «уазики» пользуются спросом как у местных покупателей, так и отправляются в отдалённые уголки России. Сбыт есть даже в соседнем Казахстане. Но основная масса машин уходит компаниям в соседний Башкортостан – «Терминал» тогда выиграл ряд тендеров как основного поставщика служебных автомобилей для нефтяников, энергетиков и связистов: АНК «Башнефть», АО «Башэнерго», АО «Башинформсвязь».

Особенно заказчикам приглянулись грузопассажирские «Фермеры», сочетавшие высокую проходимость, возможность перевозки грузов и оборудования, а также просторный пассажирский салон, который по заказу можно было оборудовать задним диваном, трансформирующимся в две спальные полки. К тому же качество собранных машин было отменным: например, вся техника перед отправкой покупателям из Башкирии проходила обязательную обкатку на полигоне местного отделения ДОСААФ.

Активно «Терминал» брался и за производство различных вариаций на базе своих автомобилей. По заказу у микроавтобусов вместо глухой задней стенки делали открывающийся люк или дверь, могли изготовить кузов в грузопассажирском варианте или в виде фургона. Производили машины в разнообразных люксовых исполнениях, создавали модификации для рыболовов, туристов и охотников. Сотрудничали с пожарной охраной, разработали на базе АПВ-У-01 санитарную версию для медиков с задними распашными дверями. Особое место занимали автомобили для нужд милицейских структур. Так, например, специально для УВД Оренбургской области по их техническим требованиям «Терминал» изготовил и поставил большую партию машин для перевозки спецконтингента, патрульно-постовых отделов, дежурных АДЧ и прочих служебных автомобилей.

Появление на рынке новых автомобилей семейства «ГАЗель» не осталось незамеченным в Гае. Перспективная модель заинтересовала заводчан. Для знакомства с новинкой руководство предприятия ездило в соседний Новоорск, где к тому времени уже начали осваивать производство грузопассажирского автомобиля на базе шасси ГАЗ-3302. Первой терминаловской «ГАЗелью» в конце 1995 года стал микроавтобус СТГ-01 (средство транспортное на шасси ГАЗ), рассчитанный на перевозку 12 пассажиров. При его разработке специалисты фирмы уже тогда использовали компьютерное моделирование. По сравнению с ульяновскими полноприводниками «ГАЗель» имела современную конструкцию и бóльший комфорт.


Андрей Максютов ГрузовикПресс.ru
Фото из архива автора, Д. Дементьева и ЗАО «Терминал»
Видео Даниил Матухнов



Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.