Это было самым, пожалуй, счастливым временем в истории СССР, так называемая хрущевская оттепель (середина 1950-х – начало 1960-х годов). Люди, вернувшиеся с войны, победители, смотрели в будущее смело и открыто. Каждый был уверен в своих силах и полон достоинства. Позади не только фронты Великой Отечественной, но и не менее тяжелое испытание – развенчание культа личности. Сталинские преступники названы по именам. Жертвы сталинских репрессий реабилитированы. Страна, покаявшись, переступила через свои трагические ошибки и двинулась дальше – строить счастливую жизнь, возводить новые города, напутствовать в дорогу Юрия Гагарина…
Страна дышала свободно и свежо… Люди были полны творческой энергией. Многое, что из того времени, до сих пор излучает свет человеческого достоинства. Этот свет – от людей, от домов и книг того времени, от предприятий и фотографий…
Фотокором в «Огоньке» в те годы работала одна из замечательных «шестидесятниц» – москвичка Римма Лихач (1924-2016). У ней была типичная для «шестидесятников» судьба. Ушла медсестрой на фронт. Спасала раненных. Видела немало крови и страданий. Потом, после войны, взяла в руки фотоаппарат, решив зафиксировать в визуальных образах счастливые мгновения послевоенной жизни и новое грандиозное строительство в СССР. Причем «грандиозное» она искала не в каркасах возводимых заводов, не в стрелах башенных кранов – а в глазах, в лицах и фигурах людей. Осанка ведь тоже может быть гордой и значительной, освобожденной от диктата рабского страха, безнадёги и нищенской скованности...
В первый гайский год Римма Лихач побывала на Гайстрое. Ее фотография была опубликована в «Огоньке», мы об этом писали: Девушка со змеёй покинула Гай.
Но, оказывается, гайские фотографии Риммы Лихач были не только в «Огоньке». Нам удалось обнаружить один из её цветных снимков в литературно-художественном и общественно-политическом журнале ЦК ВЛКСМ «Смена» (1961, №4).
Фото Риммы Лихач (фотоархив журнала «Смена»: smena-online.ru)
«В Гае их так и зовут – «красные косыночки», – подписана фотография. – Красная косынка – это символ бригады коммунистического труда. И еще их зовут «шаныгинские девчата», потому что в бригаде, за исключением бригадира Александра Шаныгина, все остальные семнадцать штукатуров – девчата. В Гае они с первых дней строительства, и на всей комсомольской стройке нет штукатуров лучше. На снимке вы видите две «красные косыночки»: Нину Дорохину (слева) и Лиду Дьяченко».
Солнце, влажный, тающий снег за окном… Очаровательные девушки… Синие комбинезоны, красные косынки… Тени оконного переплета – как попранные ногами, разрушенные решетки несвободы… Что еще надо для счастья? 1960-е годы пишут свою историю.
9 мая – 60 лет городу Гаю.