4 декабря 2011г. состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Обеспечение законности проведения выборов на территории города является приоритетным направлением правоохранительных органов.
В связи с этим МОМВД России «Гайский» напоминает гражданам о соблюдении избирательного законодательства и об ответственности, которая грозит нарушителям и предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
1.Пресечение фактов распространения агитационных печатных материалов менее чем за сутки до дня голосования
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, запрещена. Нарушение установленного запрета образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей. Как показывает практика, имеются факты, когда в день, предшествующий дню голосования, избирателям раздаются агитационные печатные материалы (листовки, буклеты и др.), которые расклеиваются в местах массового пребывания граждан, осуществляется распространение их по квартирам и почтовым ящикам. Кроме того, нередко со стороны отдельных граждан публично ведется агитация за того или иного кандидата или в поддержку какой-либо политической партии. В отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода. В день голосования отдельными гражданами перед помещением участковой избирательной комиссии, помещением для голосования могут быть организованы незаконные публичные акции с призывами к голосованию за тех или иных кандидатов или политическую партию. Лица, участвующие в противоправной массовой акции доставляются в органы внутренних дел, где в отношении их составляются протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах. Наряду с этим на организаторов противоправной акции составляются также протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения пикетирования.
2.Пресечение подкупа избирателей, осуществляемого путем подмены избирательного бюллетеня
В день голосования при подходе избирателей к зданию, где расположено помещение для голосования избирательного участка, группами лиц могут осуществляться действия, в процессе которых избирателям за вознаграждение предлагается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень. При этом в стационарный ящик для голосования избиратель должен опустить якобы заполненный избирательный бюллетень (а на самом деле, например, ксерокопию образца заполнения избирательного бюллетеня, которую ему передают организаторы подкупа). Если избиратель дает на это согласие, то ему вручается указанная ксерокопия. Избиратель осуществляет предлагаемые организаторами подкупа действия, а именно: выносит незаполненный избирательный бюллетень и передает его в руки организаторам подкупа, за что получает материальное вознаграждение. Организаторы подкупа ставят в избирательном бюллетене отметку за «нужного» кандидата, после чего предлагают другому избирателю опустить в стационарный ящик для голосования уже заполненный организаторами подкупа избирательный бюллетень. По такой схеме подкуп избирателей может осуществляться несколько раз. В отношении этих лиц составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подкупа избирателей. Подкуп избирателей влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей. В период избирательной комиссии, в том числе в день предшествующий дню голосования, и в день голосования, могут иметь место факты подкупа избирателей путем раздачи им подарков, денег и оказания безвозмездных услуг. При этом осуществляется поквартирный обход с призывами граждан отдать голос за конкретного кандидата, излагается его предвыборная программа, вручаются подарочные наборы либо деньги, агитационные материалы. Граждане, как правило, не осведомлены о незаконном характере таких действий и соглашаются принять предложенные деньги либо подарки, дают согласие голосовать за предложенного им кандидата.
Одним из методов незаконного привлечения голосов избирателей является предоставление им безвозмездных услуг, в частности, автотранспорта со стороны кандидата, его доверенного лица или уполномоченного представителя по финансовым вопросам, представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, ее доверенного лица или уполномоченного представителя для доставки избирателей к месту голосования на избирательный участок в день голосования. Для этой цели зачастую незаконно вывешиваются объявления в общественных местах: на дверях домов, на информационных стендах, где указываются время и место прибытия автотранспорта. Граждан, согласившихся принять эту услугу, по пути активно агитируют за конкретного кандидата, вручают им материалы пропагандистского характера, подарочные наборы и т.п. Действия указанных лиц нарушают норму пункта 2 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях. В территориальном органе внутренних дел действия задержанных лиц квалифицируются на предмет совершения ими преступления, предусмотренного частью 2 статьи 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»). Если в их действиях не усматривается признаков состава уголовного преступления, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подкупа избирателей. Подкуп избирателей влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.
Кроме того, проведение предвыборной агитации в день голосования и в день, предшествующий ему, является нарушением нормы пункта 3 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.
В день голосования могут быть организованы несанкционированные шествия групп граждан к зданию, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка (помещение участковой избирательной комиссии). При этом в ряде случаев участниками незаконной акции используется экстремистская символика, выкрикиваются провокационные политические и националистические лозунги. Указанными противоправными действиями нарушаются положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и положения пункта 1 статьи 4 и части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Сотрудники полиции предупреждают участников о незаконности шествия и предлагают прекратить противоправные действия. Если несмотря на неоднократные предупреждения о незаконности проведения акции ее участники отказались выполнить требования сотрудников полиции и продолжили движение, то отношении нарушителей составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...»), статье 20.2 («Нарушение установленного порядка организации шествия...») и статье 20.3 («Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики») КоАП РФ.
Уважаемые граждане, если вы обладаете какой-либо информацией, касающейся вышеуказанных правонарушений в период подготовки и проведения выборов, сообщите об этом по телефону «02» или 4-25-24.
Инспектор группы обеспечения общественного порядка
майор полиции А.Н.Баранов