Перед сегодняшним ненастьем пару дней дул ветер. Юго-западный, переходящий в южный. Он принес улетающим от нас птицам серьезные неприятности. Сколько сил надо, чтобы побороться со штормовыми порывами навстречу курсу. Поэтому птицы, стая за стаей, опускались на берега Елшанки. И речка превратилась в переполненный «вокзал». С почти такой же нервотрепкой ожидания (если допустить, что у птиц есть что-то похожее на «нервы» в нашем понимании). Особенно взволнованно вела себя большая (до 50 особей) стая белых трясогузок. Вдалеке над ивняком кружил крупный хищник с серпообразным окончанием хвоста и размахом крыльев не менее метра. Трясогузки «кипящим» облаком взлетали ввысь, словно всем «табором» хотели посмотреть: где он там, этот убийца? Потом опять опускались на вспаханную полосу поля. Жадно кормились. Опять взлетали ввысь.
В общем, не хватало криков «Держи вора!», плача детей, громких споров в очередях, вкрадчивого шепота «Дай погадаю!», дикторского голоса: «Вылет стаи по маршруту Елшанка-Африка задерживается по причинам шторма… Просим соблюдать чистоту и порядок! В случае агрессивного поведения более крупных птиц можно обращаться… », – а куда обращаться пичугам перед лицом коршунов, луней, беркутов, орлов-могильников и других птичьих «гопников», никто, понятно, не объяснял.
Напряженное ожидание, всю эту «вокзальную нервотрепку» трудно передать на фото. У людей в таких ситуациях самой говорящей оказывается мимика. У птиц она не работает. Но вот на этом снимке (простите за качество) нам удалось, пожалуй, хоть чуть передать тяжесть птичьих испытаний.
Слева на снимке – молодая особь. Она распознается по отсутствию чёрной шапочки на голове и по особой неясно-оливковой расцветке на «щеках».
В той сцене, окончание которой мы поймали, надоедливая «молодайка» все бегала за взрослой самочкой (она справа, тоже без тёмной шапочки, но со светлыми «щеками»). Так дети бегают за матерью по вокзалу с надоедливыми вопросами: «Ну когда?.. Ну скоро? Дай поесть!.. В туалет хочу!..». И вот мать, чье терпение на исходе, обернулась. Да так резко, что молодая птица от неожиданности отпрянула…
И, «обиженная», отбежала от взрослой птицы.
Конечно, мы чересчур психологизируем ситуацию. Но конфликт в стае, сделавшей краткий привал на Елшанке, налицо. И его суть примерно та, что мы описали: птичьи стычки порождаются напряжением и усталостью от долгого и опасного перелета.
...Сегодня вся стая уже в воздухе, летит по курсу зюйд-вест. И, возможно, на ходу, полуобернувшись к своему взрослеющему ребенку, мать-трясогузка смущенно просит: «Ты меня это… Прости, что так наорала на тебя… Клюнула сдуру… Не обижайся! Сама понимаешь, не со зла! Такая нервотрепка с этим перелетом! Та-а-кая нерво-треп-ка!».
Комментарии [Отключить]
- yuri_sh • 22-09-2020, 19:25
Спасибо за наблюдение. Так уточняется и детализируется общая орнитологическая картина. - Игорь Каюмов • 21-09-2020, 23:58
Во время шторма и день после него, Юра, и в Гае можно было увидеть белых трясогузок. А я думаю. кто так красиво поёт в кустах рано утром?! - владимир олеандров • 20-09-2020, 17:09
Прекрасный рассказ.Не представляю,если б люди вот так стаями летали на юг.А птицам счастливого полета!
«Форд» и «Лада» не разъехались при обгоне
Вчера, 17:00
Об отключении холодного водоснабжения в Камейкино
25.11.2024, 16:30
На «кольце» в Саду камней наблюдается цветение минералов
25.11.2024, 15:00
Рекомендации
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.