8.05.2021, 14:30     4 465

Сюда их пригнал ледник

На фотографии, которую мы сделали на днях, – молодой сурок изучает мир. Он внимательно вглядывается в окружающую его степь, сопоставляет ритмы движения случайных здесь людей и неслучайных животных, учится понимать язык запахов и звуков.

«Сурок познающий» – в этой ипостаси мы совсем   не знаем наших степных соседей. Зоопсихологию мало кто проходил в учебных заведениях, а уж о существовании когнитивной этологии – науки, изучающей познавательное поведение животных, – многие из нас вообще не слышали.

Мы привыкли, что сурковедение  «обслуживало», в основном, добытчиков-промысловиков. И лучшие публикации о сурках были сделаны специализированными изданиями, типа «Охота и охотничье хозяйство». Именно охотничьи журналы способствовали распространению основных сведений об этих коренных жителях степей. Но направление журнала влияет на авторскую фокусировку. Поэтому наши представления о сурках зачастую сводились к таким вот, примерно, знаниям:

«Максимальные заготовки казахстанского байбака были в 80-х годах прошлого (XIX, – Ред.) века – до 700 тысяч шкурок. Затем они снизились в результате перепромысла, чтобы вновь возрасти примерно до 150 тыс шкурок в середине 20-х годов нашего (XX век, – Ред.) столетия. К концу того же десятилетия сильный подрыв запасов привел к запрету промысла на 10 предвоенных лет. В 40-е–50-е годы заготавливали по 10-40 тыс. байбаков, а с 60-х годов промысел усилился и достиг к концу десятилетия  110-120 тыс. шкурок... В 70-х годах заготовки неуклонно снижались из-за истощения ресурсов…». (1.)

Еще мы знали, что в Оренбуржье живет два подвида сурков: европейский и казахстанский. Европейский от нас западнее: «В области современное распространение приурочено к расчлененному рельефу Общего Сырта и Губерлинским горам. Встречается в Грачевском, Матвеевском, Северном, Саракташском и Кувандыкском районах. Гра­ница между европейским и казахстанским подвидами условно проведена по р. Орь» (3.).  

И оба подвида страдают от того, что все меньше ландшафтов, пригодных для обитания сурка. Сначала распашка целины почти лишила сурка его местообитания. Сейчас промышленное  и сельскохозяйственное наступление на девственные клочки каменистой степи продолжается. Человек стал мобильнее, поэтому нет недоступных для человека территорий, и сурку негде спрятаться от нас.

Но стремительно меняется наша психология. И вот эта фотография, которую мы нашли на сайте Госкаталог.ру (Каталог музейного фонда Российской Федерации; там представлены музейные запасники России) сегодня кажется нам дикостью. Собаки атакуют сурка, а зеваки-целинники не заступаются за него…

Сурок познающий

Новый целинный зерносовхоз «Ириклинский». Молодые рабочие наблюдают за поединком овчарки и сурка (фото с сайта goskatalog.ru)

Наш возросший уровень экологического сознания вносит коррективы и в отбор информации, на основании которой мы составляем свой образ мира, карту его познания. Вот поэтому так важно для нас понимать, что сурок – это не только короткая и иногда безобразная история промысла шкурок… Сурок – это величественная  естественная история степи и ее заселения животными.

Вот что писал о наших соседях по степи и о их появлении здесь журнал «Природа»:

«Евразийские сурки – выходцы из открытых горных ландшафтов Центральной Азии. Предполагают, что древние горные сурки, приспособленные к суровому континентальному климату, в верхнем плейстоцене (начало эпохи 2,6 млн лет, конец –  11, 6 тыс. лет назад, –  Ред.)  теснимые ледниками, проникли на север и запад – на предледниковые равнины и плато предгорий Южного Урала, Русской равнины, Среднеевропейской низменности. Переселенцы постепенно заселяли в Европе огромные территории и достигли Карпат и Альп…».
«В зависимости от похолоданий и потеплений климата в конце плейстоцена европейский ареал сурков то сужался, то расширялся, но на протяжении голоцена (современная геологическая эпоха, сменившая плейстоцен около 12 тыс. лет назад, – Ред.), и особенно последние 9-10 тыс. лет, он резко сократился тоже под влиянием климатических и ландшафтных перемен».  

…Вернемся к фотографии сурка познающего. Молодой сурок осторожно прилег в траве. Он всматривается в мир, в синее полыхание прострела обыкновенного, в желтые маяки адонисов, по которым скользит брюхо южного ветра. Сурок вглядывается в первую пчелу, проснувшуюся и разыскивающую медоносы. Сурок   недоверчиво ловит взглядом игривую «иноходь» лисы у просыпающихся кустарников акации: та играется с задушенной мышью. Мир опасен. Но мир притягателен в своем богатстве форм и проявлений жизни. Чувствует ли эту красоту сурок? Мы можем понять это лишь одним способом: внимательно наблюдая, как он сам, сурок, наблюдает за миром.

Сурок познающий


Что читать:
1. Бибиков Д. Сурки в СССР // Охота и охотничье хозяйство. 1982. – №3.
2. Бибиков Д., Дежкин А. Возрождение европейского байбака // Природа. 1988. – №3.
3. Степной сурок // Природа Оренбургской области. – Режим доступа: http://orenpriroda.ru

Комментарии [Отключить]

Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.