Силами МАУ "Городские парки и скверы" началась отсыпка песком пешеходных дорожек в скверах, парке, на городской площади. Это добрая весть для жителей города.
А вот на городских тротуарах и конь не валялся. Главный тротуар на ул. Ленина остается зеркальным, опасным для здоровья горожан.
Вот основные методы, предлагаемые для борьбы с гололедом в городах, расположенные по возрастанию сложности и затратности:
1. Песок и соль (простое посыпание)
Суть: Посыпка дорог песком, солью или смесью песка и соли для предотвращения скольжения.
Преимущества: Простота, низкие затраты на материалы, немедленное улучшение сцепления.
Недостатки: Соль негативно влияет на растения, асфальт и автомобили. Песок загрязняет водоемы, требует уборки.
2. Гравий или мелкий щебень
Суть: Используется для посыпки дорог и тротуаров, создавая шероховатую поверхность.
Преимущества: Меньший вред для природы по сравнению с солью, улучшение сцепления.
Недостатки: Требует уборки, может повредить обувь и покрышки, неудобен для детских и инвалидных колясок.
3. Химические реагенты
Суть: Специальные химические смеси, которые плавят лед и предотвращают его образование.
Преимущества: Эффективнее соли, часто менее вредны для природы.
Недостатки: Высокая стоимость, возможное повреждение обуви и асфальта, может вызывать аллергии.
4. Противогололедные маты
Суть: Укладка нагревательных матов на тротуарах и ступенях, которые плавят лед.
Преимущества: Исключает необходимость регулярной обработки реагентами, безопасен для природы.
Недостатки: Высокая стоимость установки и эксплуатации (электроэнергия, обслуживание).
5. Нагревательные системы в дорожном покрытии
Суть: Системы подогрева под асфальтом или бетоном на дорогах и тротуарах.
Преимущества: Поддерживает поверхности свободными от льда, долговечно.
Недостатки: Очень дорогостоящая установка и эксплуатация, требует регулярного обслуживания, подходит только для оживленных зон.
6. Биологические реагенты
Суть: Использование материалов на основе натуральных компонентов, например, кукурузных или картофельных экстрактов.
Преимущества: Экологичность, безопасен для окружающей среды, не портит асфальт.
Недостатки: Высокая цена, требуется частое повторение обработки.
Оптимальный и бюджетный способ – песчано-соляная смесь. Этот способ позволяет эффективно предотвратить скольжение при минимальных затратах. Для снижения вреда окружающей среде и улучшения комфорта можно использовать мелкий щебень или экологичные реагенты в центральных, наиболее людных районах, а песок и соль – в менее загруженных местах.
Посыпка только песком тоже используется как способ борьбы с гололедом, особенно в случаях, когда использование соли нежелательно (например, вблизи зеленых насаждений или водоемов). Рассмотрим плюсы и минусы этого подхода:
Преимущества посыпки только песком
1. Экологичность: Песок не оказывает разрушающего воздействия на почву, растения и водоемы.
2. Безопасность для животных и людей: Соль может раздражать лапы животных и портить обувь, а песок безопасен в этом плане.
3. Меньше повреждений инфраструктуры: Песок не разъедает асфальт и бетон, что делает его более щадящим для дорожного покрытия.
Недостатки посыпки только песком
1. Низкая эффективность в мороз: Песок не топит лед и не предотвращает образование нового льда. Он лишь создаёт временную шероховатую поверхность, но при сильном морозе не гарантирует достаточного сцепления.
2. Зависимость от погодных условий: Ветер или таяние снега могут смыть или сдуть песок, поэтому его нужно часто обновлять, что добавляет хлопот.
3. Требует уборки после зимы: Весной песок остаётся на дорогах и тротуарах, образуя грязь и требуя дополнительной уборки.
Насколько это адекватно?
Для небольших городов, где погода не отличается экстремальными морозами, посыпка только песком может быть достаточно адекватной и бюджетной мерой. Но в условиях сильных и продолжительных морозов песок недостаточно эффективен и лучше комбинировать его с другими способами, например, с антигололёдными химическими реагентами в зонах с интенсивным движением.
Опасный обледеневший тротуар на ул. Ленина.