С весенним солнцем всё больше подростков будет появляться на улицах. Город, где мало спортивных площадок, нет скейтпарка, велотреков и других легальных подростковых мест встреч, такой город обречён на то, что в нём будут плодиться места нелегальные. Одни – более-менее безопасные и невинные по духу. Другие – наоборот.
Сегодня мы обнаружили в Гае своеобразный бункер скинхеда. Это в бомбоубежище.
Если спускаться вниз по длинному уклону, на отвесных стенах можно считывать всю историю «неформальной» жизни гайского отрочества. Здесь надписи конца 90-х и первого десятилетия 2000-х годов. Последняя датированная запись указывает на 2013 год. Свежие записи – без дат.
Тематика граффити: правые скинхеды, их любимые музыкальные группы, борьба с антифа (так называет себя «левая», антифашистская молодежь).
Последний слой – рэперские граффити и надписи «альтернативщиков» (любителей альтернативной музыки).
Надписи эти, особенно из-под «пера» скинхедов, не безобидны. Так, например, изобилующие здесь изображения свастики несомненно являются пропагандистскими. Именно такая демонстрация запрещена Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Свежие записи не датированы скорее всего из-за указанного закона. В него регулярно вносятся поправки, закон строжает. И подростки теперь стараются не афишировать в настенном творчестве ни своего времени, ни своих имен.
Если спустить вниз, в темноту, к заржавевшей двери, ведущей в бомбоубежище, вдруг…
…обнаруживаешь справа, за вертикальной подпоркой кирпичную кладку. Кирпичи выбиты. И через этот лаз можно попасть в небольшую камеру.
Это помещение изолировано. Снаружи его очень трудно заметить. Внутри камеры – какой-то верстак из труб.
В общем, место укромное и тихое. Будто нарочно приспособленное для потайных собраний «партайгеноссе». Или для мистерий. Или для криминальных разборок.
Но всего опасней обыкновенная глупость.
На кирпичах проёма мы обнаружили вот такой баллончик.
Это аэрозольная краска. Самые последние граффити сделаны при помощи этого Sabotage. «Работал» какой-то «альтернативщик», демонстрируя случайному зрителю свою любовь к метал-группам. Он работал снаружи «потайной комнаты». Но если бы краска разбрызгивалась в невентилируемом замкнутом помещении – это могло бы привести к плачевным результатам, если не к трагическим.
Весна пришла, и неформальные места тусовок оживают.
В ближайшее время мы покажем вам ещё несколько таких точек на карте подросткового Гая, полагая, что пафос публикаций ясен: подростки должны расти на свету.
От темноты чердаков и подземелий у них, как минимум, сереют лица.