В Гае, в Детской школе искусств завершаются отчётные концерты.
В прошедшую пятницу состоялся «Музыкальный калейдоскоп». На нём свой уровень владения инструментом, новые краски музыкального опыта продемонстрировали учащиеся и педагоги фортепианного отделения.
«Такие концерты, – рассказывает Ирина Николаевна Лабусова, зам. директора по учебно-воспитательной работе, – традиционно проходят у каждого отделения нашей школы. Здесь ребята и их преподаватели демонстрируют то, что освоили в течение учебного года. В этом году «Музыкальный калейдоскоп», как и все отчётные концерты, посвящается 55-летию Детской школы искусств (юбилей – в конце мая!)».
«Мы собрали в программе самые яркие номера. Представили исполнителей, которые стали лауреатами различных международных и всероссийских конкурсов.
Ярослава Стрельникова, подготовительное отделение, играла «Прелюдию» Ю. Шукайло».
Ярослава – дипломант I степени Международного фестиваля-конкурса «Урал собирает друзей» в Челябинске. Преподаватель – Ирина Алексеевна Маркушина.
Её же ученики, фортепианный дуэт Алёна Гаврилова и Александра Акулина, неделю назад вернулись из того же Челябинска, с Всероссийского открытого конкурса юных пианистов, где стали лауреатами II степени. На «Музыкальном калейдоскопе» девочки представили Й. Брамса – «На заре ты её не буди».
«В концертной программе, – продолжает И.Н. Лабусова, – был блок преподавателей. Хочется особо отметить сольные выступления двух наших молодых специалистов – А.Ю. Рождественской и Н.Е. Кашириной».
Александра Юрисовна Рождественская работает в школе первый год. На зональном конкурсе исполнительского мастерства преподавателей стала лауреатом I степени.
Ее ученики, кстати, самые юные.
У Натальи Евгеньевны Кашириной – пятилетний стаж работы в Детской школе искусств.
В марте она стала обладателем Гран-при того же зонального конкурса. В концерте «Музыкальный калейдоскоп» представлены и её ученики, сольно и фортепианный дуэт.
Сама Н.Е. Каширина сыграла «Концерт для фортепиано с оркестром» К. Сен-Санса. Она же, в составе фортепианного дуэта, исполнила вместе с Г.В. Исаковой «Увертюру» Максима Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта».
Еще об одном дуэте преподавателей… Галина Викторовна Исакова и Галина Григорьевна Сидорова.
Они лауреаты II степени областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей. Галина Григорьевна в этом году отметила свой юбилей и 50-летний юбилей педагогической деятельности. Она стояла у истоков фортепианного отделения, более 30 лет была его заведующей. Под её руководством формировался костяк этого отделения. И большинство преподавателей-пианистов, работающих сегодня в школе, её ученики.
К слову сказать, фортепианное отделение – самое большое в школе. Здесь учится порядка 130 юных пианистов, работают 15 преподавателей, девять из которых выпускники Детской школы искусств.
Галина Григорьевна Сидорова вместе с коллегой исполняла «Лирический вальс»» Александра Цфасмана. Мы спросили, почему такой выбор репертуара?
«Ноты Цфасмана остались еще от моей мамочки, пианистки, Царствие ей небесное. Ее ученики играли «Снежинки» Цфасмана…
А я решила продолжить это направление в память о маме, и тут «Лирический вальс» попался на глаза. Мы играли оба этих произведения на конкурсах в Орске и Оренбурге.
У меня мама – ленинградка. Прекрасная пианистка, она должна была закончить Ленинградскую консерваторию (училась на пятом курсе), но пришла война… Она немка по национальности, и во время войны её репрессировали как неблагонадёжную. Выслали из Ленинграда в Среднюю Азию. Потом как трудармеец она попала в Орск. Была музыкальным работником, а как школу открыли – перешла в школу.
Она преподавала в музыкальной школе №2. Там были преподаватели с похожей судьбой. Ирина Робертовна Дерингер… Она училась в Москве, у Елены Гнесиной. А во время войны тоже была выслана в Орск.
Вернуться в Ленинград маме не удалось. Как она говорила, не было бы счастья, да несчастье помогло. Она вышла замуж за папу. А папа из Днепропетровска, был эвакуирован с заводом «почтовый ящик 12». Он тоже любил музыку. Когда служил в армии, был ударником в военном оркестре. И вот так они с мамой встретились. Играли трио в Доме культуры, на танцах…
Родители были интеллигентными людьми. Хотя папа был простым рабочим. И дома всегда звучала музыка. Мама Шопена любила играть.
Мама и нас выучила с Риточкой, с сестрой. Мы двойняшки. И она нам обеим дала музыкальное образование. Моя сестра сейчас в Орске, она тоже была преподавателем….
Я без музыки не могу. И сейчас стараюсь по телевизору только «Культуру» смотреть, одну «Культуру»! Там музыка! А музыка…».
Музыка – это всегда рассказ о человеческой судьбе. Это поддержка в радости и утешение в горестных воспоминаниях.
…Играли дети, играли преподаватели. И каждому было что рассказать о себе и своей жизни, переводя жизненную исповедь на язык музыкальных звуков и аккордов. У кого-то этот рассказ был совсем коротким, а у кого-то – подлиннее. В чьи-то рассказах отразились лёгкие впечатления от детских игр и забав, а в чьи-то – ворвалась кровопролитная война, жесткий мобилизующий кулак Сталина, несправедливость, ранившая сердце…
Даже на рисунке в школьном коридоре…
…музыкант пытался что-то рассказать.
И казалось, даже паспарту не выдерживает его страстного творческого порыва.