Как-то летом один гайчанин решил побывать на малой родине, в небольшом селе, доживающем свои дни неподалеку от заповедного Карагайского бора (Кувандыкский район). Захотелось ему постоять у фундамента родительского дома, подышать воздухом детства, набраться сил от родной земли. Но развалины родительского очага встретили его вот такой печальной картинкой…
Какой-то «старатель» аккуратно вывернул из фундамента все камни и сложил их в штабель, подготовив к вывозу.
«Златалитовая лихорадка!» – понял наш паломник по родным местам, поскольку уже знал, что эта напасть (добыча ценного отделочного материала) коснулась многих сёл, расположенных в верховье реки Губерли. Чёрные старатели обследовали и раскопали фундаменты брошенных домов не только в живых сёлах, но и в мёртвых, давно оставленных. Если глянуть на такие сёла на Гугл-карте – можно рассмотреть свежие раскопы на месте фундаментов.
Это добывался так называемый «златалит».
Так «златалит» представлен в Кувандыкском историко-краеведческом музее
«Златалит» – товарный знак и коммерческий бренд для хлоритово-слюдяных сланцев. Местный сланец, весело играющий на солнце блёстками слюды, получил признание на рынке строительных и отделочных материалов.
Им мостили садовые и парковые дорожки, им стали отделывать входные группы гостиниц, панели в элитных «экологических» ресторанах. В общем, «златалит» пошёл по миру, в хорошем смысле слова! И вслед за изобретателями бренда «златалит» ринулись в эти места новые коммерсанты. Тот, кто живёт основательно, получил лицензии на разработку недр и придумал себе новые бренды для пользующегося спросом камня: «сребролит», «карагай-покровский сланец», «шубинский кварц»… Тот, кто привык бегать по жизни вприпрыжку, тоже попытался ущипнуть свой кусок от «златалитовой» лихорадки… Раскуроченными оказались сотни памятных мест, где когда-то, ещё в XIX веке, переселенцы из центральных и юго-западных губерний России старательно выкладывали из местного камня фундаменты для своих изб. Практически стёртым с лица земли оказался быт оренбургского переселенца – с добротными домами, с каменными амбарами, с заборами-каменками. Исчезают следы башкирских деревень.
Что же за камень такой – золотящийся и серебрящийся в лучах солнца (и в глазах нетерпеливых добытчиков)?
Это слюдяные сланцы (хлоритово-слюдяные, кварц-серицитовые и т.д.) – кристаллическая горная порода, состоящая из слюды (серицита, мусковита, биотита и т.д.) и кварца. Кварц присутствует в породе в разных пропорциях и равномерно рассеян мелкими зёрнами по всему объему горной породы. Слюда «встроена» в виде мелких чешуек и пластин покрупнее.
Цвет этой горной породы зависит от того, какие слюдяные минералы присутствуют в ней. Мало устаревающий «Брокгауз и Ефрон» так формулирует цветовые оттенки слюдистых сланцев: «…мусковитовый сланец бывает серебристо-белого, зеленовато-белого, пепельно-серого цветов, биотитовым сланцам свойственна более тёмная окраска, серицитовым – зеленоватая, парагонитовым – светлая зеленоватая или желтоватая».
Сланцевые плиты с обильным вкраплением слюды, празднично отражающей летнее солнце, можно встретить по берегам Губерли.
Встречаются в верховьях Губерли графитистые и графитисто-кварцевые сланцы, где чешуйки графита делают породу угольно-чёрной, коричневатой или тёмно-серой. Первоначально это были углеродсодержащие осадочные породы, но в ходе субдукции (подползания одних блоков земной коры под другие) высокое давление и температура превратили их в сланцы.
Механизм возникновения слюдистых сланцев примерно такой же – метаморфизм погружения и нагревания осадочных и вулканических пород, который происходил в здешнем метаморфическом комплексе (он получил название Максютовского). Дело было в эпоху среднего девона, около 393 – 383 миллионов лет назад.
P.S. Метаморфический комплекс – это «содружество» горных пород, объединённых местом нахождения и происхождением, переживших в ходе метаморфизма сходные преобразования. Чтобы более глубоко погрузиться в круговорот местных горных пород – можно познакомиться с особенностями Максютовского метаморфического комплекса (см., например, работы Е.О. Пиндюриной, С.Г. Ковалева).