Недавно два гайских старшеклассника попытались покорить медийный мир. «Хайпанём? – спросил один, начиная трансляцию ВКонтакте. Второй взял в руки спиннер и начал раскручивать его на пальце. Делал он это плохо, спиннер всё время падал, улетал из кадра. Так что никакого хайпа, никакого ажиотажа, рождённого вдохновенным действием в кадре, не получилось. И даже наоборот. Вымученная, натужная трансляция вызвала неприятие. «Антихайп!» – посыпались комментарии немногочисленных зрителей.
«Хайп», «антихайп» – эти слова пришли к нам совсем недавно, но претендуют на первое место в негласном рейтинге «Слово года». На английском языке Hype обозначает преувеличенное внимание к чему-л., ажиотаж. Названный англицизм в свою очередь производное от hyperbole – гипербола. Но в русском языке, почти сразу после заимствования, словом «хайп» стал обозначаться контент, содержание какого-то медийного продукта, способного привлечь к себе внимание. Любым способом! Таким образом, «хайп» превратился в жанр современной публицистики («публицистика» здесь в самом широком смысле – всё то, что выставлено на публику).
Современные хайперы, соревнуясь за внимание публики, вертят на пальце не только спиннеры.
Один из популярных российских блогеров, как это можно было наблюдать на прошедшей неделе, попытался повертеть на своем пальце… целый город. Он скопировал подборку репортажных фотографий с открытия детской площадки на ул. Орской в нашем поселении. Опубликовал в своем блоге. И начал раскручивать свой… доморощенный «спиннер».
Чтобы действие вышло занимательным, город «Гай» он обозвал городом «Геем». Ха-ха-ха, смешно же! Конкретных людей на фото представил жителями этого самого «Гея». Представляете, какая комедия? На фотках – куча малышей, которых и фотографировать-то надо осторожно, чтобы не переступить «Закон о персональных данных». А тут этих малышей – на потешную расправу многомиллионной аудитории блога. Да еще с комментарием, а-ля незабываемые Бивис и Батхэд: мол, смотрите, это жители города Гея на безлюдной планете! Обхохочешься! Хайп так хайп!
Но, видимо, не уверенный в хайповости текста, автор на этом не остановился. Каждому реальному персонажу с фотографии (заметим в скобках, весьма уважаемым в городе людям) блогер-хайпер дал ещё дополнительное прозвище. Мол, это принц Гарри Уэльский, а это баронесса Кэтрин Эштон, а это семья Камбэрбэтчей…
Тягу к английскому колориту наш хайпер оправдывает тем, что там его идеалы. Там «идеальность» английских газонов!.. Именно с этими «образцовыми» газонами и скверами он сравнивает газоны и скверы «гайско-гейские»… И даже не страшится расхожести цитаты про «триста лет стрижки травы».
Наверное, так. Наверное, действительно, нужно день за днем в течение трех сотен лет возделывать газонную траву. И тогда всё будет ОК! Хотя в городке, которому нет и шестидесяти, «триста лет стрижки» затруднительно.
И ещё? Со стрижки ли газонов нужно начинать? Может быть, с законности? С той самой, которую так лихо переступает хайпер, позволяя пренебрежительное осмеяние конкретных людей, изображенных на фото? Или скопом оскорблять большое городское сообщество и каждого отдельного персонажа – это тоже «англицкая» традиция, только менее расхожая, про которую мы не знаем в своем провинциальном неведении?
А бить по детям – это тоже «по-англицки»?
Вокруг реконструкции бульвара на Орской обозначилось много проблем, очень много. Но ни одну из них не хочется обсуждать, следуя за блогерским «хайпом». Потому что у хайп-публикаций другая задача: не решение проблем, а зарабатывание денег. Как правило, для себя любимого и умного-преумного, знающего про «триста лет стрижки», про баронессу Кэтрин Эштон и про семью Камбэрбэтчей.
Вот и крутит хайпер на своем пальце не спиннер, – город. А почему делает это натужно, по-графомански монотонно – большинству понятно. Наверное, бережёт палец, боится потерять его чувствительность. А пальцем ему – пересчитывать деньги, которые и являются целью большинства хайп-публикаций.