Жители Гая собрались здесь ради одной очень важной гостьи…
Нет, гостей, конечно, было много. Участвовали в празднике гармонисты и баянисты, вокальные ансамбли и исполнители частушек из Гая и соседних городов и районов.
И самая важная гостья стояла за их плечами, когда они подходили к микрофону.
Эта гостья №1, прима, эта долгожданная собеседница и слушательница, подруга и наставница – душевность. Ради нее, позабытой в суете будней, пришли сюда зрители. И душевные слова, душевная музыка будили людей, одних возвращая в молодость, другим даря мечты о приближающейся любви.
А когда на импровизированную сцену вышла Клавдия Ефановна Берникова вместе со своим сыном Владимиром Петровичем и сказала, что 1 июня, в день защиты детей, ей исполнилось 90 лет, стало понятно, что песня будет о матери и о детях… И что без душевности тут точно не обойтись!
Они исполнили «Синий платочек». И «Синий платочек» Клавдии Берниковой был совсем другой, чем известный «Синий платочек» Клавдии Шульженко. Потому что другой была жизнь. Клавдия Ефановна Берникова родилась в Шарлыкском районе, работала учителем начальных классов на станции Чебеньки. Родила четверых детей. Когда переехала в Гай – мест в школе не было. Пришлось идти на птицефабрику. 46 лет стажа.
– Песня помогала в жизни?
– Я всю жизнь с песнями. Музыкального образования нет, в деревне не было такой возможности. Но вела самодеятельность. Уроки пения в школе вела, как могла. А когда приехала в Новотроицк, к дочери, там пошла в хор «Вдохновение». Может, знаете? Вот я в этом хоре 23 года пропела. Дважды лауреат Всероссийского смотра.
– Какие любимые песни?
– Русские народные, высокие по звуку, я не пою. Люблю душевные… Любимые песни – из репертуара Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Марка Бернеса. Сын предлагал спеть сегодня что-то веселое. Я сказала: «Не надо, давай «Синий платочек». Про то, что нас где-то ждут…».
– Как вам удалось сохранить душевные силы? Школа вытягивает их – будь здоров!
– И школа, и семейное положение было нелегким. Когда Володе исполнилось пятнадцать лет – пришлось от мужа уехать. Я так боялась… Четверо детей! Но бог миловал. Дети все у меня хорошие. Все любят меня, ради детей я и живу. Они меня берегут, жалеют и все понимают.
Мы слушали рассказ Клавдии Ефановны. И открывалось, почему так искренне прозвучала ее песня. Да потому что в этой песне смогла уместиться вся жизнь Клавдии Ефановны…
А сын, Владимир Петрович, лучший аккомпаниатор, поскольку эта песня – и о его жизни. За высказанным – десятки пластов невысказанного, десятки подтекстов.
– Давно на своем инструменте играете?
– Начал с пяти лет. Самоучка. Хотя отец играл у меня на баяне, на гармошке, никто меня не учил. Сначала на гармошке, потом на баян перешел.
– Какая мелодия была самой первой?
– «Во поле береза стояла».
Владимир Петрович сорок лет отработал на Гайском ГОКе, за рулем БелАЗа, трудился там с 1973 года. След его автомобиля помнят все карьеры – и первый, и второй, и третий. Возил и руду, и пустую породу.
– Что-то, связанное с музыкой запомнилось?
– Нет, у нас что-то вокруг гармони не собирались, и самодеятельности не было. Ну только, разве, на День шофера, когда приходили во Дворец... У нас последний выходной октября – день работников автомобильного транспорта. Нас собирали во Дворце – там немножко пели.
– Какая из мелодий на ваш взгляд соответствует Гаю?
– (думает) Ну, про Гай песня есть. Но я ее не умею, не подобрал.
– Ну, а по настроению что Гаю ближе – грустное, пафосное, веселое, маршевое, тревожное?
– Ну, я бы не сказал, что больно веселое что-то соответствует…Так, среднее по настроению. Лирическое что-нибудь.
– Дети пытались перенять ваше умение?
– Сын пытался, потом на гитару перешел.
– Гармонь останется только в истории?
– Выходит, так. Забывают ее, отчуждают почему-то.
– Даже по аудитории сегодня видно, молодежи мало…
– …в основном, люди среднего возраста, пожилые.
– …которые, вероятно, вспоминают былые вечеринки.
– Конечно, по деревне раньше ходили гуляли.
– А сейчас, наверное, только на сцене гармонь?
– Да, больше нигде не увидишь. Даже на свадьбах не больно гармошка приветствуется. Музыку включили – рэп, рок – и ладно…
Клавдия Ефановна добавляет:
– У нас в городе бывало: компании идут после свадьбы – песни слышны… А сейчас – тишина, нет музыки ни в праздники, ни в выходные… Не слышно никаких песен! Только если включат какую-нибудь современную: тах-тах та-ба-бах!
Новые времена – новые песни. И какие-нибудь рэп-баттлы дают сегодня то, что когда-то давали людям деревенские посиделки с гармошкой. Вот только жалко, что душевность на рэп-баттлах – не всегда желанный гость. Поэтому и ценны все встречи, где душевность в почете.