Но за юностью приходит зрелость, а потом накатывает старость. Степь, если сравнивать ее с человеком, тоже старится. Высыхают травы, желтеют разливы зелени, ломким становится даже ковыль. Отмирает то, чему дан короткий срок. И на смену нежному сразу приходит колючее.
Этим колючкам в дни позднего лета уже ничто не мешает показать себя, ничто не затмевает их своеобразной красоты. Теперь, в сезон шипов и заноз – они царствуют в степи и на пустырях старых поселений, на отвалах и на отравленных солью проплешинах.
Как и у старости, у сезона колючек есть своё обаяние. В колючках – красота выверенной, экономной функциональности. Редуцированные до колючек листья помогают растению в засушливую пору экономить влагу (меньше испарений!). К тому же на них, на колючках, лучше конденсируется утренняя роса. Эти капли сбегает по стеблю вниз, давая корню хоть крохи живительной влаги.
Ещё это защита. Есть колючки – значит никто тебя не съест, не вытопчет, не вырвет беспечно с корнем. Колючки охраняют растение от животных и от дураков «на лоне природы».
А колючки на семенах – это залог успешного освоения новых жизненных территорий. Есть колючки – можно вцепиться в шерсть овцы, например, – и путешествовать, пока не надоест.
Сезон колючек приходит к нам, разворачивается, матереет в своих ажурных, как Эйфелева башня, проявлениях. Он не приглашает поваляться на траве, не обещает дурманящих запахов сенокоса, не соблазняет видением полевых букетов. Но он прекрасен, этот сезон. Может потому, что напоминает нашу быстротечную жизнь. И нас самих, колючих, занозистых, нелюдимых, но не таких уж ужасных, если вглядеться.