23.02.2020, 16:00     3 433

Собирал камни, спорил с «курицами»

В Екатеринбурге, в Уральском геологическом музее при Уральском государственном горном университете хранится коллекция минералов и образцов медных и медно-цинковых руд Гайского месторождения.   

 

Витрины с гайскими образцами – своего рода вдохновенная поэма о Гайском городском округе и богатствах его недр. С помощью камня ведь  тоже можно слагать гимны… Привлекать внимание молодых людей, студентов к геологии, горному делу, к точкам на карте России, которые природа так щедро одарила.

А кто внес вклад в эту коллекцию? Кто с рюкзаком и геологическим молотком облазил холмы и горы Восточного Оренбуржья?  Кто, рискуя,  исследовал карьеры и шахты, склоны отвалов и каменистые выходы на наших речушках? Кто привез в музей образцы минералов и горных пород Гайского месторождения?

Мы давно хотели найти ответ на этот вопрос. И вот появилась какая-то часть ответа… В журнале «Известия Уральского государственного горного университета» (2018, №3, с. 165-175) в рубрике «История горного дела» опубликована статья «Ю.С. Кобяшев (1935-2009) и кобяшевит».

Собирал камни, спорил с «курицами»

На обложке: кобяшевит – минерал группы девиллина, найденный впервые в Вишневых горах на Южном Урале и названный в честь Ю.С. Кобяшева.

Статья посвящена известному минералогу, энтузиасту изучения и коллекционирования сокровищ Хозяйки медной горы, специалисту музейного дела, одному из первооткрывателей двух новых минералов – умбита и параумбита. Он – один из тех, кто пополнял гайскую часть минералогического собрания. 
 
Юрий Степанович родился в г. Березовский 16 декабря 1935 года. Его отец пропал без вести в первый год Великой Отечественной войны. Как пишут авторы статьи Ю.В. Ерохин и А.Г. Шорин, «маленький Юра пошел в школу и потихоньку самообразовывался минералогической науке на отвалах Березовского золотого рудника под приглядом дяди-горняка».

Собирал камни, спорил с «курицами»

Город Березовский. Памятник Ерофею Маркову, первооткрывателю золотого месторождения. Фото 2004 года

Проснувшаяся  страсть к камню сохранилась на всю жизнь. Отслужив в армии, Юрий Степанович немного поработал на Уралмаше. А потом устроился в минералогический цех при  горнопромышленном предприятии «Русские самоцветы» в Екатеринбурге.  Эта работа давала возможность быть рядом с камнем и «выкристаллизовала из Юрия Степановича крупнейшего знатока камня и сильного диагноста минералов».    

В 1973 году его пригласили в Уральский геологической музей.

Собирал камни, спорил с «курицами»

Фото из журнала «Известия Уральского государственного горного университета». Ю.С. Кобяшев – в центре

Совместно с С.В. Царегородцевым, который позже станет известным на Урале коллекционером, и студентами горного института С.Г. Суставовым, С.Н. Никандровым и др., Юрий Степанович за короткое время существенно обновил минералогические экспозиции музея.  

«Менее чем за год они успели объездить большое количество объектов (Ахматовская копь близ г. Златоуст, Кочкарское золоторудное и Карабашское медноколчеданное, Гайское и Блявинское медноколчеданные месторождения, Халиловское силикатно-никилевое и Кимперсайское хромитовое месторождения и многие другие)».

К сожалению, в музее Ю.С. Кобяшев  проработал недолго.

Тогдашний «женский коллектив музея, состоявший из жен геологов и преподавателей  СГИ (Свердловского геологического института, – Ред.), не отличался глубокими познаниями, и Юрий Степанович в сердцах назвал их «курицами». Естественно, что женский коллектив платил ему той же монетой. Кроме того, имея на руках избыточный каменный материал, собранный в экспедициях, Юрий Степанович с юным и активным коллективом сподвижников стал его раздавать или обменивать на другие материалы. Что приводило в ужас главного хранителя музея, которая в итоге и уволилась. Это произошло на фоне частичной пропажи метеоритной коллекции, на тот момент одной из крупнейших в СССР (остатки той роскошной коллекции метеоритов лежат сейчас в выставочном зале УГМ на 2-м этаже). Виновных не нашли, но общая атмосфера в музее стала абсолютно нерабочей, поэтому Юрий Степанович предпочел уйти».  

Но с камнем не расстался. Он уезжает на Кольский полуостров, работает там в Комплексной разведочно-добывающей экспедиции №122. Именно в пегматитах Хибин он и обнаружил совместно с А.П.  Хомяковым новые минералы – умбит и параумбит.

Ну, а наши края? Про них он вспомнит в 1986 году, когда, официально числясь в Институте  геологии и геохимии УНЦ АН СССР, начнет сотрудничать с Минералогическим музеем им. А.Е. Ферсмана (г. Москва).  Гай в коллекциях этого музея представлен, как минимум, вот этим роскошным образцом халькантита…  

Собирал камни, спорил с «курицами»

В честь  Ю.С. Кобяшева назван минерал, впервые найден в Вишневых горах Южного Урала – кобяшевит.

Собирал камни, спорил с «курицами»

Кобяшевит из шахты «Капитальная», Вишневые горы, Южный Урал. Фото из журнала «Известия Уральского государственного горного университета».

Комментарии [Отключить]

  • Rita • 23-02-2020, 23:17
    Сколько же названий! И какие они сложные, язык сломаешь.
Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.