Продолжаем путешествия к лучшим ландшафтам Гайского округа и к памятникам природы. Сегодня нас ждут Ирикла-Вишневские утесы. Во время путешествия нам предстоит прорваться на запретную территорию. Треть одного из самых впечатляющих ландшафтов Оренбургской области – Ирикла-Вишнёвские утесы – оказалась пленена заборами частных владений. Но сначала – о самом памятнике…
Ирикла-Вишневские утесы – ООПТ (особо охраняемая природная территория) Оренбургской области. Геологический природный объект, включённый в охранные списки. Скалы громоздятся на левом берегу ручья Ерик (в некоторых источниках сохранено более тюркизированное название ручья – Ирикла). Ручей впадает в Ириклинское водохранилище у бывшей турбазы «Чайка». В «Объяснительной записке» к Государственной геологической карте памятник характеризуется самым общим образом (1.):
ООПТ «Ирикла-Вишневские утесы» на Яндекс-карте: https://yandex.ru/maps/-/CCUNfOUlPA
Опорный разрез? В переводе на более понятный язык, это значит, что всё геологическое «сооружение», к которому мы стремимся, представляет собой образцово-показательную, подготовленную самой природой «выставку»: набор пластов горных пород, «презентующих» улутаускую свиту. Если прибегнуть к кулинарной метафоре, то можно представить торт, из которого выхватили достаточно большой клин. Оставшийся кусок демонстрирует, из чего торт изготовлен, какие слои и как в нем «залегают». С улутауской свитой так же…
Можно выехать в степь и знать, что прямо под тобой – «стопка» горных пород, улутауская вулкогенно-осадочная свита, что распространена она на юго-восточном Урале и тянется по предгорьям хребта Ирендык… Можно вспомнить, что выделил ее в 1932 году геолог Л. С. Либрович, подтвердив сходство слагающих ее пород и одинаковость относительного геологического возраста (средний девон)… Но все это умозрительно, поскольку вся послойная красота свиты – внизу, на большой глубине, вне зоны видимости (толща свиты местами достигает 1500 – 2000 м). Но едва подъезжаешь к Вишневке и замечаешь сбоку дороги, над ручьем внушительные скалы – вся умозрительность геологических построений вдруг обретает плоть… Скалы дают наглядное представление о той части свиты, которая распространена в данном месте.
Неутомимый исследователь края академик РАН А. А. Чибилев вместе со своими коллегами (2.) называет площадь памятника – 32, 5 га. И уточняет его содержание:
В погоне за знаниями и красотой ландшафта мы спешим к Вишневке!.. И даже трудности – некоторое ограничение доступа – нас не пугают. Наоборот, они придают дополнительный «вес» природному памятнику.
Говоря про ограничение, мы имеем в виду вот что… Обычно на картах и в атласах, в геологических книжках, в популярных путеводителях публикуют фото тех скал, что открыты с дороги. А скалы, оказавшиеся на территории бывшей турбазы «Чайка», остаются «невидимыми» для природолюбов. Доступ к ним закрыт.
Чтобы показать вам скрытую от посторонних взоров геологическую изюминку, мы останавливаемся у забора, ничем не примечательного. На нем висит объявление, что здесь частные владения.
За забором – сторож. Он поясняет (вполне доброжелательно), что турбазы «Чайки» здесь уже нет. И повторяет то, что мы видим сами: проход закрыт! Мы идем вдоль забора, сквозь густые кусты. Под нами, на правобережье Ерика, крутой овраг. Склоны образованы скальными выходами. Сверяемся с геологической картой. Это тоже улутауская свита. Но она здесь лишь слегка обнажена. К тому же нет доступных точек обзора, которые для ландшафтных панорам имеют огромное значение.
Перечитываем заранее подготовленные выписки из книг, характеризующие здешние скалы (2.):
А нам в нагромождении камней видится хребет припавшего к воде чудовища. Метафора заезженная. Но от этого уходящий вниз хребет не теряет своей поэтичности. Смотреть на него можно бесконечно, чередуя художественно-образные способы постижения мира с научно-рациональными.
Но нас ждет более величественная картина. Выбираемся из кустарников, выезжаем на дорогу. Объезжаем овраг с другой стороны и спускаемся вниз, к турбазовскому пляжу. Нас снова останавливает забор.
За забором кипит работа: молодые ребята (опять с удовольствием отметим их доброжелательность!) приводят в порядок акваторию залива, в который впадает уже известный нам Ирикла-Ерик. Они «выгребают» из воды водоросли.
По берегу залива рассыпан золотистый песок (он явно завезен откуда-то издалека, к улутауской свите вряд ли имеет какое-то отношения). А вот на противоположном берегу у устья Ерика открывается величественная панорама, уходящих к небу скал. Кульминация геоморфологической «музыки». Мощь и сила осадочно-вулканогенной свиты!
Удобную точку для съемки подобрать на пятачке берега нелегко. Чтобы фотообъектив охватил всю панораму – снизу вверх – приходится делать два кадра.
Отполированные ветром и водой породы не «зализаны» до зеркального лоска: легко можно рассмотреть слои свиты, которые копились здесь в течение живетского яруса девона (387,7 – 382,7 млн лет назад). Пять миллионов лет трудилась строитель-Природа над этими скалами.
А вокруг – изысканные пейзажи горно-кустарниковой степи. Лук скорода, обдающий пряными запахами. Лилово-сиреневое цветение чабреца. Другие растения, чье существование по сравнению с геохронологической шкалой – мгновение.
А если подняться еще выше, распахиваются, как на ладони, заливы Ириклы. Быстрые бегущие волны, синие ряби… То обрамление геологического памятника, которое само по себе – драгоценное ожерелье нашей родной природы. Недолговечное, с точки зрения геологии, и уязвимое.
Author: yuri_sh
Что читать:
1 Государственная геологическая карта Российской Федерации. Издание второе. Серия Южно-Уральская. Лист М-40-V (Гай). Объяснительная записка. – М,. 2017
2. Чибилёв А.А., Павлейчик В.М., Чибилёв А.А. (мл.). Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые территории. – Оренбург, 2009.
Автор выражает благодарность Андрею и Елене Понизовкиным («Наука Урала») за помощь в организации материала.