28.08.2012, 11:06     4 314

Крепкой кровли и богатой руды!

Сколько всего шахтерских династий в Гае? Подсчитать, наверное, будет непросто. Некоторые династии насчитывают порядка 10 представителей, некоторые два-три  человека, но главное одно: дети вслед за родителями выбирают непростую шахтерскую профессию, не испугавшись сложных условий труда. Вот и получается, что представители одной семьи становятся не просто родными, но еще и коллегами, и друзьями по работе. Вот и для Владимира Васильевича Мартынова День шахтера – праздник, который, скорее, относится к разряду семейных, а не только профессиональных. На подземном руднике Гайского ГОКа трудился его отец Василий Филиппович – основатель династии , он сам, его жена Галина Николаевна, а теперь еще и сын Владимир.

Первый представитель династии Мартыновых, Василий Филиппович, приехал в Гай в 1961 году по комсомольской путевке с женой и тремя детьми. Работал бурильщиком, а потом стволовым, и запомнился шахтерам того поколения тем, что при посадке и выходе из клети у него всегда был порядок.  Даже байки по шахте ходили о том, как он сына своего Владимира, когда тот уже работал на подземном руднике, вне очереди в клеть не посадил. Все у него было строго и по порядку.
Став взрослыми, оба сына Василия Филипповича выбрали работу на градообразующем предприятии. Дети с ранних лет привыкли к таким словам, как «штрек», «квершлаг», «камера», которые постоянно звучали в разговорах взрослых. Тут волей-неволей станешь горняком!

- Я устроился на подземный рудник в 1967 году, - вспоминает Владимир Васильевич, - учился в вечерней школе и работал. До сих пор хорошо помню свой первый спуск в шахту. Я начал работать в маркшейдерском отделе горным съемщиком, и в шахту опускался со старшим маркшейдером Виктором Евдокимовичем Селениным. Опустились мы на 170 горизонт, открывается дверь. Мы выходим, и он говорит: «Так, один глаз - в кровлю, другой – в почву!» Хорошо помню этот момент, и совет Виктора Евдокимовича всегда выполнял: в шахте нужно быть внимательным. А тогда на меня шахта не произвела особого впечатления – тоннель и тоннель, обычное место работы. Правда, были у нас и такие люди, которые после первого спуска сразу говорили «Нет, до свиданья», не соглашались работать под землей. Но большинство, конечно, спокойно работает и не боится ничего.  

После армии Владимир Васильевич вернулся на комбинат, работал бурильщиком, окончил техникум - стал мастером. Пару месяцев работал на добычном участке, а потом его перевели на участок №9 – геологоразведочный, следующими местами работы был закладочный комплекс, буровзрывной участок. До распада СССР Владимир Васильевич был секретарем парткома подземного рудника, а в 1991 году был назначен начальником геологоразведочной партии, где и проработал 18 лет до выхода на пенсию. Теперь он возглавляет совет ветеранов подземного рудника.  
Жена Владимира Васильевича, Галина Николаевна, вслед за мужем устроилась работать на подземный рудник и стала настоящей «шахтёркой». Окончила техникум, работала на рудоконтролирующей станции, выработала даже подземный стаж, который для женщин несколько меньше, чем для мужчин – семь с половиной лет.

А сын определился с будущей профессией уже в третьем классе школы: в сочинении написал, что будет работать, как папа, в шахте. И обещание свое сдержал – поступил на горный факультет Магнитогорского государственного технического университета, по окончании которого стал работать на Гайском ГОКе сначала горнорабочим, а потом мастером на подземном участке №1.  

- Больше всего сейчас мне не хватает особого воздуха шахты с запахом кислотной воды, горных выработок. Этот воздух ни с чем не сравнить, - вздыхает Владимир Васильевич. – Нравилось выходить летом после ночной смены – на улице свежо, птицы поют. Красота! А еще я очень рад, что мне довелось работать с замечательными людьми. Среди шахтеров старшего поколения в то время было немало людей, которые прошли войну, жили в оккупации. В основном это были люди малообразованные, но очень душевные, искренние, сильные. Воспитывали в шахтерском коллективе строго: если кто-то делал что-то не так, то он не мог попасть ни в одну бригаду. Как говорится, раньше люди были ученые, а теперь - грамотные (смеется). Вообще, я считаю, что мне повезло - всю жизнь занимался любимым делом, работал с интересными людьми. А то, что в моей семье почти все шахтеры, - это тоже очень хорошо. Ведь поэтому мы лучше друг друга понимаем. Накануне праздника всем своим коллегам, друзьям, всем шахтерам желаю здоровья, крепкой кровли и богатой руды!

О. КАРБОВСКАЯ.

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.