В настоящее время всем гайчанам хорошо известна продукция предприятий "Ирикла-молоко", Новотроицкого молокозавода и многих других производителей молочной продукции. К большому сожалению, наш молокозавод, некогда "гремевший" на всю область, пока остаётся в забвении. Почему так происходит? В поисках ответа мы обратились к историческим справкам и к директору ООО "Гаймолоко" Петру Михайловичу Вусык.
Стоит отметить, что Пётр Михайлович принял предприятие в 33 года и считался самым молодым директором завода на то время. До вступления на эту должность, он уже имел большой опыт работы на производстве, в комсомольской и партийной организациях, на руководящих должностях Гайского завода "Электропреобразователь".
Когда П.М. Вусык принял предприятие в качестве директора, молокозавод имел практически один корпус. Для тогдашних объёмов молока и выпускаемой продукции этого было недостаточно. С течением времени, предприятие росло, строились новые корпуса и производственные цеха. Уже тогда, имея новаторскую жилку, П. М. Вусык ставил перед собой и коллективом задачи по росту производственных мощностей и выпуску не только молока, но и кисломолочной продукции, сыров, майонезов, напитков.
-До 1990 года наш завод являлся структурным подразделением Орского молкомбината. После получения в 1991 году самостоятельного статуса, завод начал активно наращивать темпы производства и увеличивать количество выпускаемой продукции. В те годы, завод принимал 100 тонн молока в сутки и более, одними из первых в области мы установили Ижевское оборудование для упаковки кисломолочной продукции в полиэтиленовые пакеты и начали выпускать более 50 наименований продуктов. Среди них можно назвать сыры (сладкий, солёный, шоколадный, Адыгейский), масла (бутербродное, икорное, любительское, селёдочное). Из кисломолочных продуктов гайчанам хорошо знакомы были кефир, ряженка, йогурт, "Бифилайф", "Снежок", творог обезжиренный 2,5,9 и 18 процентный, который мы, в своё время, возили в Сыктывкар, Воронеж, Оренбург. Каждый горожанин должен помнить, какая качественная сметана у нас производилась: она не была густой, легко лилась и блестела. НЕ могу не сказать о талантливом человеке - технологе завода Горькановой Анне Васильевне. Многие помнят её разработку - желе. Рецептом приготовления желе у нас интересовались даже технологи из Москвы. А майонез? Он был натуральным, не содержал ни красителей, ни стабилизаторов. Майонезы вообще не производят на молочных заводах и комбинатах, так что его выпуск был нашей новаторской разработкой. Наш майонез мы отгружали целыми фурами и отправляли его в Уфу, Тольятти и другие города - подчеркнул в беседе П.М. Вусык.
Девяностые годы нанесли непоправимый урон как сельскому хозяйству страны, так и перерабатывающим предприятиям. С такой проблемой полного хаоса и отсутствия господдержки столкнулся и коллектив Гайского молокозавода. В этом и кроется причина постепенного "угасания" завода. Не открою секрета, если скажу, что молочное предприятие может функционировать только тогда, когда есть главное сырьё - молоко, когда есть каждодневные, регулярные его поставки. Сопоставим такие факты: в Гайском районе было 10 совхозов, которые являлись потенциальными поставщиками сырья. Ещё в 1990 году район имел около 20 тысяч дойных коров. Практически в каждом сельском населённом пункте имелись дойные гурты и молочно-товарные фермы. Сколько ферм осталось в настоящее время? Да нисколько!
Так что, лучше быть объективными. И если и спрашивать с Вусыка за "развал" завода, тогда надо спросить и с других руководителей, в том числе директоров, за развал совхозов, продажу на металлолом сельхозтехники и тракторов. И так было не только в Гайском районе, но и почти в каждом регионе страны.
-Когда уже полным ходом шло запустение деревень, мы ещё пытались стоять на ногах и искали пути выхода из этой экономической ситуации. Мы выпускали большое разнообразие соков и напитков, например, хорошо запомнившуюся "Прохладу". Закупали у местных производителей из Нарбулатово капусту и наладили производство квашеной капусты. В сёлах мы предлагали установить приёмные пункты молока, некую стационарную точку, имеющую место хранения, систему охлаждения продукта, с магазином по продаже нашей продукции. Но в то время победил дух лично-подсобного хозяйства и заглядывания на Запад, преклонение перед импортом, хотя у самих на складах перерабатывающих предприятий скапливались тысячи тонн масла, сыров - натуральных и целебных продуктов.
-Почему может работать "Ирикла-молоко" в п.Энергетик? - интересуемся у П.М. Вусык.
-Сравнивать наше предприятие с другими некорректно. Например, Ириклинский завод меньше нашего и более компактный. Для того, чтобы наш завод более-менее работал, необходимо принимать не менее 30 тонн молока в сутки. А сейчас есть возможность принимать только 2-5 тонны, но этого критически мало. Ещё в годы нормального функционирования сельскохозяйственного производства не все совхозы с нами сотрудничали, например, совхоз "Нововоронежский" не поставлял нам молоко. Это его право. Ещё отмечу, что в Новоорском районе, пусть и не в полном объёме, по сравнению с 90-ми годами, всё же сохранилось производство молока на селе. Но мы, как профильное предприятие, готовы и сейчас производить и перерабатывать молочную продукцию.
С большим удовольствием Пётр Михайлович поводил журналиста по территории завода и его цехам, материально-техническая база которого оказалась в нормальном состоянии. Показал и современную, по тем временам, линию по производству майонеза. В принципе, завод готов к работе. И, по словам П. М. Вусык, чтобы завод заработал в полную силу, необходимо решить главное - обратить внимание на село!