Геологическая история реки Урал свидетельствует: главная водная артерия нашего края сформировалась в середине четвертичного периода (сам период начался 2, 588 млн лет назад и длится по сей день).

«До четвертичного периода, – пишет академик А.А. Чибилев (Дорога к Каспию. Алматы, 1988), – зауральский водосбор был изолирован от среднего течения Урала. Верхний Урал протекал вдоль восточного подножия горной страны и впадал в Орскую озерную впадину. В середине четвертичного периода произошел разлом кристаллического барьера – Губерлинских гор, и воды Верхнего Урала получили выход на запад, образовав современную систему Уральского бассейна. Таким образом, верхняя часть бассейна Урала длительное время развивалась изолированно от среднего и нижнего течения реки и существенно отличается от нее по своим природным особенностям».
А что особого было на месте верхнего Урала, протоУрала, раньше?

Чтобы представить эту картинку из ранней геологической истории, мы выбираемся на шоссе Калиновка – Херсон, потом сворачиваем на просёлочную дорогу и мимо полей подсолнечника и солнечно-желтых обочин, мимо сцен осенних фермерских работ мчимся на северо-восток. Вскоре колеса велосипеда начинают шуршать о гальку.

Значит, мы пересекли границу древней аллювиальной долины реки Урал (аллювий – намывные и наносные отложения, разбросанные по окрестностям современными и древними водными потоками).

Ну а перед нами возникает высокая стенка каньона, прорезавшего девственную степь.


Это овраг Утес (так он обозначен на старых картах). Сегодня место более известно как урочище «Березовый дол». Именно под таким названием в 1998 году был зарегистрирован ландшафтно-геологический памятник природы (особо охраняемая природная территория) – в двух км к северо-западу от села Пласковское и в 4,5 км к юго-западу от села Колпакское.

Сейчас овраг тянется по высокой террасе Урала, разрезая ее. На обрывах этой балки слоями лёссовидных коричневых суглинков, серых глин и кремнисто-кварцевого галечника законсервированы пойменные и русловые отложения – вся истории древней аллювиальной долины. А значит, законсервирована история реки Урал.
А до того, как возник Урал, здесь продолжительное время плескалось море. И следы морских отложений тоже здесь есть. Они составляют гордость данного памятника природы.



В кадастровой характеристике ООПТ можно прочитать: «Под галечниками залегают тонкослоистые до листоватослоистых зеленовато-серые, в отдельных тонких слоях серые и темно-серые кремнистые алевролиты-аргиллиты колпакской толщи франского яруса девона».



Франский ярус девона начался около 385 млн лет назад и закончился около 375 млн лет назад. Миллионы лет, год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием оседали на дно моря глина и ил, песок и органические осадки и, спрессовываясь под давлением и при высокой температуре, образовывали аргиллиты (что в переводе: глинокамень) и алевролиты («мучные камни»). Потом, в какой-то момент геологической истории, эти спрессованные глины стали отличным основанием для русла и поймы протоУрала.

Мы неосторожно задеваем ногой серо-синюю плитку аргиллита. И она тонко звенит, как хорошо обожжённая керамическая посуда. Изящные «сосуды» готовила для нашего Урала матушка-природа на этом участке, где море, отступая, исподволь формировало третью по протяженности (после Волги и Дуная) реку Европы.
