4.02.2012, 09:45     9 988

"Проблему с сернистым газом - решаем"

Предлагаем вашему вниманию текст интервью директора ОАО «Гайский ГОК» Н. Радько, опубликованное в газете «Гайская новь».

 

- Николай Викторович, жителей Гая крайне волнуют выбросы сернистого газа с промплощадки Гайского ГОКа. Но на конференции, посвященной состоянию атмосферы города, которая состоялась в Роспотребнадзоре в середине декабря, было сказано, что комбинат нашел радикальный способ решения проблемы с сернистым газом...

 

 - Действительно, такое решение было принято. До этого мы проводили много безрезультатных попыток. Нас упрекают в бездействии – это не так. Просто мы не афишируем те мероприятия, которые проводим, поскольку это наша производственная деятельность, мероприятия, которые мы выполняем внутри комбината. К сожалению, любая информация по поводу предпринимаемых комбинатом мер, исходящая от нас, зачастую воспринимается населением негативно. Поэтому мы не выступали инициаторами подобных разговоров.

 ***

 Первые признаки выделения сернистого газа появились в 2008 году в карьере №1. Тогда это были небольшие локальные источники, которые ликвидировали путем закатывания глинистым экраном мощностью два-три метра. Институтом был разработан проект ликвидации этих очагов, проекты консервации, обезвреживания. Но, к сожалению, все эти проектные решения приносили либо очень низкий эффект, либо кратковременный.

 Да, можно было бесконечно долго поливать этот массив известковым молоком, закатывать глиной – но это полумеры, которые приводят исключительно только к временному эффекту, но не устраняют проблемы в целом. Поэтому комбинат принял самое сложное, неудобное и затратное для себя решение – ликвидировать внутренний отвал в карьере №1, который формировался в период с 1989 по 1999 годы.

 В 1984 году началось вскрытие карьера №3 «Серная залежь», который отрабатывался в разные годы, эти работы то приостанавливали, то возобновляли. В 1999 году этот карьер отработал четыре месяца и горные работы были прекращены. В 2010 году данный карьер был официально закрыт.

 Внутренний отвал в карьере №1 формировался в соответствии с проектными решениями. Институт «Унипромедь» в 1990 году разработал дополнение к основному проекту по внутренним отвалам карьера №1. Этот проект был принят в то время руководством комбината, согласован, и была начата его реализация.

 С 1990 года в соответствии с этим проектом комбинат складывал сорную серную руду и вмещающие породы с содержанием серного колчедана в карьер №1. Сложно сейчас сказать, что произошло, но в 2008 году началось химическое горение серной залежи. Версий много: и воздействие воздуха, и окислительно-восстановительные процессы в массиве. При этом борта карьера №3 сложены тем же самым серным колчеданом, но там подобного горения, термических реакций не происходит – эта ситуация мониторится постоянно и отрядами ВГСВ, и нашими специалистами.

 Но в карьере №1 сформированный отвал, к сожалению, разогревается с выделением газа, причем на глубине от 5 до 30-35 метров от поверхности. Крупных источников горения, которые достаточно легко идентифицируются специализированным оборудованием (тепловизорами), было шесть. В настоящее время источник газовыделения остался только один.

 ***

  С апреля 2011 года работы по ликвидации внутреннего отвала в карьере №1 ведутся постоянно. Сначала там был задействован один экскаватор. Для ускорения процесса увеличили количество горного оборудования, сейчас там работают экскаватор и погрузчик. Но одновременно задействовать большее количество техники, чтобы форсировать ход работ, не позволяют размеры площадки.

 Работы по разбору этого отвала достаточно сложные. В период безветрия или неблагоприятного ветра в сторону города приходится прекращать горные работы по разбору очагов возгорания, и укрывать эти источники глинистыми породами, чтобы снизить газовыделение (на территории промплощадки есть специальный отвал с глинистыми породами, чтобы оперативно реагировать). Учитывая, что подобные ситуации возникают несколько раз в месяц, скорость разбора этого отвала снижается.

 Кстати, люди, которые работают у нас на ликвидации этого внутреннего отвала, делают это исключительно добровольно - за соответствующую доплату. На открытом руднике никто никого в приказном порядке в этот карьер не отправляет. Есть желающие – они и идут работать. При производстве работ все участники процесса обеспечены специальными средствами защиты, исключающими возможность отравления. Кроме того, ведется постоянный контроль со стороны горноспасателей.

 ***

 Если говорить о цифрах – сорного серняка в отвале лежит более 700 тысяч тонн, и в одночасье их нельзя взять и перенести куда-то. Естественно, этот процесс достаточно трудоемкий. В данный момент технология отлажена: вывезено уже более 200 тысяч тонн непосредственно серной руды. Еще больше вывезено пустой породы, которая не является серным колчеданом, – «перелопачено» в выработанное пространство карьера №1. Объемы финансирования этих работ уже превысили семь миллионов рублей.

 ***

 Комбинат постоянно упрекают в несанкционированных выбросах. Некоторые требуют наказать или остановить комбинат. Но дело в том, что если даже полностью остановить комбинат, количество выделяющегося сернистого газа с карьера №1 от этого нисколько не изменится! Да, можно наказать комбинат, наложить на него множество штрафов. Только все эти штрафы выплачиваются из прибыли – той самой, из которой мы финансируем ремонт больниц, детских садов, социальные программы.

 ***

 Еще одно заблуждение насчет сернистого газа – что именно он вызывает появление дымки в городе. Но непосредственно в карьере №1, в рабочей зоне, где люди работают в средствах индивидуальной защиты, в респираторах и противогазах, где значение ПДК по содержанию этого газа превышено, – воздух там абсолютно прозрачный. Сернистый газ бесцветный, и визуально отличить его от воздуха невозможно. Но в очагах горения температура достигает 400-450 градусов, и в зимний период мы видим парение этого газа.

 В отличие от угарного, сернистый газ имеет резко выраженный запах, и его легко почувствовать. Справедливо говорят специалисты «Роспотребнадзора» и ВГСВ о том, что сернистый газ «хорош» тем, что порог его чувствительности в десятки раз ниже ПДК, и можно принять меры, чтобы снизить вред от его воздействия.

 ***

 Также часто приходится слышать (как правило, от людей, далеких от производства, неквалифицированных), что сернистый газ - это выбросы с шахты. Но это предположение в корне неверно. На самом деле выбросы из шахты – это, в основном, пар и выхлопы работающей техники. Их нельзя назвать абсолютно безвредными: под землей работает сотни единиц горного оборудования, работают двигатели внутреннего сгорания, естественно, у них есть выхлопы, которые выносятся в атмосферу через вентиляционные стволы. Все эти выбросы жестко контролируются всеми соответствующими инстанциями, не превышают никаких предельно-допустимых концентраций.

 ***

 Мы не утверждаем, что не виноваты в выделении сернистого газа с карьера №1, а говорим о том, что мы эту проблему решаем – и решаем самым кардинальным методом. А от жителей города, прежде всего, в этой ситуации необходимо понимание. По всем нашим прогнозам, мы полностью решим проблему с выбросом сернистого газа в течение 2012 года.

 


Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.