Здоровый образ жизни берет свое, его сторонников становится все больше и больше. Одним из здоровых продуктов считается овсянка и продукты на основе овсяных хлопьев. Сухими завтраками принято называть изделия из кукурузы, пшеницы и риса в виде палочек, хлопьев, воздушных зерен, которые можно употреблять без какой-либо дополнительной кулинарной обработки. Также сухие завтраки выпускают в виде колечек и звездочек, подушечек с начинкой. Неглазированные хлопья и воздушные зерна используют вместо гренок к супам, глазированные подают к молоку, чаю, кофе.
Мюсли и сухие завтраки представляют собой многокомпонентные смеси. Каждый ингредиент обработан особым способом и привносит свою лепту в питательность продукта. Для улучшения вкусовых свойств в смеси добавляют орехи, сушеные фрукты, кусочки шоколада. Высушивают фрукты и ягоды по-разному. Самый дорогой способ – сублимационная сушка: продукт замораживается, а затем обезвоживается под вакуумом. Когда смесь заливают жидкостью, сублимированные фрукты и ягоды насыщаются влагой и становятся как свежие (ну или почти как свежие). Правда, не многие производители могут позволить себе такие дорогие технологии. Питательные свойства завтраков повышают, добавляя овсяные хлопья. Частенько смеси обогащают витаминами и минералами. Все компоненты и технологические приемы призваны помочь нам – ленивым, сонным и вечно спешащим по утрам. Для приготовления завтрака не нужно даже воду кипятить – залил молоком или йогуртом и готово.
Их считают идеальным вариантом завтрака. Так ли оно на самом деле?
1. Многие производители мюсли позиционируют свою продукцию как полноценный завтрак.
Так с завтраком взрослый человек должен получать 550 ккал, ребенок – 500 ккал.
Расчет энергетической ценности завтрака производили исходя из порции для ребенка 30 г мюсли + 125 г молока. Для взрослого человека порция завтрака - 50 г мюсли + 200 г молока. Жирность молока – 3,2%. Увы, получается, что только около 53% (49…57% в зависимости от марки) утренней энергии удастся получить взрослому человеку. Детям и того хуже: только 34…38% необходимого количества энергии. Такую порцию нельзя назвать полноценным завтраком. Но не спешите выбрасывать коробку с мюсли. При 4-х разовом рациональном питании с завтраком человек должен получать 25% энергии (те самые 550 ккал взрослого человека). Такое же количество энергии нужно съедать на ужин. На обед должно приходиться еще больше энергии – 35% суточной нормы или около 700 ккал. Зато для полдника достаточно получить 15% энергетического запаса, то есть около 300 ккал. Так что мюсли – это полдник, но никак не завтрак и, тем более, не обед. И не ужин тоже. Есть другой вариант - увеличить порцию. Для взрослого человека потребность в калориях завтрака можно обеспечить разве что порцией 100-125 г мюсли + 300г молока жирностью в 2,5% (если взять более популярную жирность). Получается не так уж и мало: около 400 г порция.
2. Самое главное требование к мюсли, чтобы они соответствовали заявленному вкусовому направлению. Если обещано, что мюсли с фруктами и орехами, то в пакете должны быть не только овсяные хлопья, а и обещанные вкусности – орехи и фрукты, желательно, не в слипшемся состоянии. Консистенция мюсли после заваривания - вязкая, однородная, в сухом состоянии - хрустящая. Вкус и запах – характерные, с выраженным запахом и вкусом заявленных добавок. Посторонние запахи и привкусы не допускаются.
3. Маркировка и упаковка. Примечательно, что мюсли позиционируют себя как продукт богатый витаминами, микро- и макроэлементами. Об их наличии в своем продукте упоминают все производители, а вот четко указывать содержание ценных веществ не хотят. Это при том, что сухие завтраки называют «полноценными».
Например: производитель Х заявляет, что его мюсли обогащены витамином Е, но содержание этого витамина не указано, да и шрифт маркировки явно мелковат, и дата производства нанесена на шве пакета тиснением, ее плохо видно, и к тому же не указан способ употребления и не конкретизировано использованное ароматическое вещество. Все эти несоответствия являются показателями, характеризующими не сам продукт, а скорее безответственность производителя перед потребителем. Упаковка мюсли встречается двух видов. Первый вариант – картонная коробка. Второй – прозрачный полимерный пакет, как у круп. Конечно, для потребителя прозрачный пакет удобнее в том смысле, что можно до покупки оценить привлекательность продукта. Например, много ли в смеси фруктов. Однако полимерный пакет легко может прорваться, особенно при многократном перекладывании пакетов в торговой сети. Если для Вас это знакомый продукт, то, конечно, лучше отдать предпочтение картонной упаковке, хотя при соблюдений всех требований к упаковке и та, и другая не влияют на качество продукта.
4. Содержание фруктовой части также зачастую не соответствуют обещаниям. Например: заявлено 11% кишмиша + кусочки яблок, а лаборатория насчитала только 10% фруктов.
Рубрику ведет: Шуваева Е. П.