"Десять копеек буду должна" - довольно часто нам приходится слышать эту фразу в магазинах при расчете за покупку.
Ситуация в одном из магазинов города: стоимость покупки по чеку составила 147 рублей 26 копеек. Продавец называет к расчету сумму 147 рублей 30 копеек (монет по 1 копейке сейчас просто не найти, их нет ни в наших кошельках, ни у кассиров и поэтому их сразу округляют, что в общем-то является тоже нарушением правил торговли). Получив от покупательницы 150 рублей, продавец отдает ей сдачу 2 рубля 50 копеек, добавив привычную фразу: двадцать копеек должна буду.
10 копеек, 20, 30 – не деньги, и мы привычно забираем сдачу без недостающих монеток и уходим.
В советских магазина копеечную сдачу продавцы отдавали при неимении мелочи, например, спичками (1 копейка - 1 коробок). А сейчас равнозначного копейке и даже десяти копейкам товара нет.
В этом же магазине: выбирая кефир в пластмассовых бутылках, смотрю на дату изготовления. Продукция располагается в несколько рядов - от покупателя к стенке витрины. Первый ряд, второй ряд, третий – судя по штампикам на крышках, срок годности уже на исходе. И только последний ряд бутылок с кефиром, до которого добраться сложнее, имел срок годности, который устроит любого покупателя.
Выходит, пока не продадут кефир, выставленный ближе к покупателю, продукт с дальних рядов не попадет к покупателю? Скорее всего, это произойдет тогда, когда на нем срок годности тоже будет истекать. А ведь многие в спешке даже не смотрят на дату, пожилые люди не видят эти мелкие буквы, обозначающие дату изготовления и слова «Продукт годен до…»
В другом магазине самообслуживания: в час пик в две кассы длинные очереди, корзины с покупками у всех полные, да еще кассовые аппараты работают со сбоем – не «проходят» банковские карточки при расчете. Покупатели начинают нервничать.
В больших супермаркетах при скоплении людей в кассы в часы пик начинают работать все имеющиеся кассы. В этом магазине есть еще одно рабочее место кассира. Одна из покупательниц, устав стоять в очереди, обращается к дежурному по залу: пригласите, пожалуйста кассира, может третью кассу стоит открыть.
Ответ:
- А может вам еще и четвертую кассу открыть? Некому больше за кассу садиться.
Спохватившись, что сказал не то, работник магазина быстро удалился в подсобку и вернулся уже с продавцом, который принялся обслуживать покупателей.
Покупатель всегда прав. Возможно продавцы не хотят соглашаться с этим. Но тем не менее вежливое обслуживание и приветливость никто не отменял. И исполнять свои обязанности работники торговли все же должны так, чтобы покупатель не уходил из магазина без покупки, из-за отсутствия сдачи или очереди в кассу.