Сейчас здесь можно бывать только весной и летом. В распутицу не пробраться. А уж зимой – тем более.
Но первостроителям часто приходилось плевать на метеопредупреждения и ехать в Орск, особенно, если в Гае кончался хлеб. И когда кто-то уезжал за хлебом, то к завыванию смертельно опасного бурана прислушивались многие, может, и не весь Гай, но друзья водителя Николая Шестова – точно!
Коля Шестов, Гена Кочергин, Слава Коршунов, Петя Карякин, недавно демобилизованные из армии, жили в общежитии, в одной комнате. А еще с ними – автор текста в журнале «Уральский следопыт», лирический герой.
Очерк Юрия Гринько. Уральский следопыт, 1963, №6.
Все, естественно, волновались друг за друга.
Как-то к ним в очередной раз местный комсомольский вожак Виктор Щукин привел «на подселение» «варяга», командированного в Гай «по делам службы». Гостиницы в городе не было. И всех приехавших селили в общагу, стесняя постоянных жильцов. Гостя звали Анатолием Брагиным, он был инженером-проектировщиком. А еще, как выяснилось, рационалистом до мозга костей. Человеком, презирающим романтику.
Вот на этой почве у ребят и вышел конфликт. Вечером собрались на кухне. У гостя, как оказалось, день рождения. Выпили. Загудела гитара. А потом – разговоры… Тут-то и обнажилось трагическое несоответствие жизненных позиций.
– Не надо говорить красиво, – предложил Анатолий.
– А почему бы и нет? – спросил Карякин...
– Нечего! Есть вещи, о которых не спорят, есть слова, в которые надо просто верить. Спать! – скомандовал Славка.
Утром вернулся из опасного рейса Николай Шестов.
Он долго грелся на кухне держа «над розовой спиралью электрической плитки багровые ладони могучих рук». На вопрос друзей, как рейс – трудный? – ответил:
«Ничего особенного. Как отъехали от Орска – задул ветер. От Барковки дороги, собственно, уже не было. Ехали вслепую. Осилишь сто метров – сел. У самой Калиновки Толька Чаус сдрейфил. Давай, говорит, бросим машины, заночуем в деревне. Утром по дорогам пройдут бульдозеры. Мораль читать ему не стал. Показал кулак, и он все сразу понял. И то, что машины бросать нельзя, и то, что хлеб ждут в Гае…».
Отогревшийся водитель ушел спать. А друзья вместе с гостем – инженером-проектировщиком – наоборот просыпались. Поскольку столовая была на ремонте, заспешили в магазин. В хлебной лавке гость «хватал то один, то другой батон, пока не выбрал по вкусу».
Потом он ел горячий хлеб, запивая студеным молоком. И, как водится в нескрываемо ангажированных текстах, по-прежнему глуповато не понимал, причем тут романтика.
ЕЩЕ ОБ ИСТОРИИ ГАЯ:
Немного конфет в гайскую историю.