Загруженный собственными проблемами, человек не всегда замечает «великие птичьи переселения»: осеннюю и весеннюю миграцию. Хотя по масштабам явления, по своей мощи и неукротимой воле к продолжению рода мало что может сравниться с этим. Наступила весна, и птицы, которые у нас зимовали, кормились на гостеприимных рябинах и яблонях, возвращаются к местам гнездований.
Все реже, к примеру, можно видеть дроздов-рябинников.

Массово они появились у нас где-то в конце декабря, в январе. В новогодние дни птицы эти со своими «аэродинамическими» профилями стремительно разрезали морозный воздух над берегами Урала. Потом, ближе к февралю, обосновались и в Гае, в кустарниках огородов, в школьных садах. А вот теперь откочевывают на север…
Время отлета этих птиц разнится год от года, но некоторую орнитологическую «медиану» вывести, наверное, можно. Это наблюдения, касающиеся Уфы: «Обычно свиристели покидают город 24-27 апреля и лишь в 1989 году последняя встреча одиночек зарегистрирована 4 мая» (1).

Отдельных птиц можно будет встретить и позже, поскольку рябинникам, как и многим другим пернатым, свойственно сегодня «прогрессирующее расширение ареала». Однако массово они вернутся к нам только зимой, опять восхищая стремительным стрелообразным полетом и скоростью в воздухе.
Нынешние обстоятельства не очень располагают к наблюдениям за природой. Но если хотя бы с балкона проводить взглядом улетающих дроздов, послушать радостные крики журавлей и гусей, завершивших «куротный сезон» и спешащих к своим родным гнездам, – ликующий гул неукротимой жизни поддержит любого в самые нелегкие минуты.
Литература:
1. Емельянов В.М. Крупные скопления свиристелей Bombycilla garrulus и рябинников Turdus pilaris в городе Уфе и особенности их питания // Русский орнитологический журнал. 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 799.