Эпидемия коронавируса мощно влияет на развитие как интернационального языка науки, так и общих национальных языков. В нашей речи появляются новые вирусологические, медицинские, иммунологические термины, а в фольклоре язык обнажил поле битвы между сторонниками и противниками прививок – ваксерами и антиваксерами.
Слова, связанные с пандемией, выходят на первый план и становятся «словами года». Парады таких языковых рейтингов проводятся во многих странах и регионах. А к концу года объявляются победители – наиболее значимые, актуальные и популярные лексемы, использовавшиеся в языке того или иного общества.
Например, в Германии только что объявлено, что языковым символом 2021 года стало словечко «волнорез» (Wellenbrecher). Так в немецком языке начали обозначать всю совокупность мер, принятых для остановки бушующей там четвертой волны коронавируса. (В прошлом году в Германии таким словом было Corona-Pandemie – «пандемия коронавируса»).
В России словом года в 2021-м стало название вакцины – «Спутник». По мнению специалистов Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, россияне употребляли его в девять раз чаще, чем в прошлом году. (В 2020 году словами-лидерами в России признаны «обнуление» и «самоизоляция»).
В Гае языковой рейтинг не проводится. Но это не значит, что наш городской округ в стороне от языковых процессов. Языковая активность гайчан наверняка отразилась в общероссийском рейтинге. А то, что в рейтинг не вошло – активно живет в разговорной речи наших земляков на улицах, в магазинах и поликлиниках. Вот некоторые примеры…
Из живой речи «ковидного» периода. Очередь к прививочному кабинету. Медсестра: «Вторые есть?». Вторые – те, кто получают вторую дозу вакцины.
Она же: «Мужчины, быстренько создавайте пары!». Одна ампула Спутника-V предназначена на двух человек, в кабинет приглашаются пары по гендерному признаку, – так что у выражения «создать пару» вполне определенное значение.
Пенсионер (игриво): «Кто тут последний на рева… на рева… на рекрививку?». Он же: «Крививка-рекрививка!». Через неологизм, возможно, авторский, передано не только отношение к вакцинации, к прививкам, но и смирение перед нежелательной для речетворца процедурой – ревакцинацией (если речь о «ре…», значит, первый этап уже пройден).
Это только малая часть языковых находок, обнаруженных нами в языке гайчан. Русский язык «заразился». Но не вирусом, а словотворчеством. А эта «зараза» действует на язык благотворно, расширяя его выразительные возможности.
Author: yuri_sh