Горняцкие горизонты

Проводники технического прогресса

Большой вклад в работу коллектива комбината вносят новаторы и рационализаторы. Активно участвуя в социалистическом соревновании, они только за годы десятой пятилетки внедрили в производство 3750 рационализаторских предложений и 32 изобретения с экономическим эффектом свыше б млн. руб.

За первые три года одиннадцатой пятилетки рационализаторы и изобретатели внедрили в производство 2800 предложений и 8 изобретений с экономическим эффектом свыше 2 млн. руб. С 1959 по 1983 г. в производство было внедрено более 14 тыс. рационализаторских предложений и 110 изобретений с экономическим эффектом свыше 20 млн. руб.

 

Творческая группа рационализаторов, возглавляемая заслуженным рационализатором РСФСР Г. И. Хапугиным. Слева направо: С. Л. Крылов, Ю. Ф. Куленков, Г. В. Перегудов, Г. И. Хапугин, В. Г. Коваленко.

Творческая группа рационализаторов, возглавляемая заслуженным рационализатором РСФСР Г. И. Хапугиным.
Слева направо: С. Л. Крылов, Ю. Ф. Куленков, Г. В. Перегудов, Г. И. Хапугин, В. Г. Коваленко.

Отрадно отметить, что ряды новаторов растут из года в год. Если в 1970 г. в рационализаторской работе участвовал каждый 12-й член коллектива комбината, то на 1 января 1984 г. - каждый шестой. Имена многих из них в коллективе комбината произносятся с чувством гордости.

Об одном из них, самом активном рационализаторе, ветеране комбината Георгии Ивановиче Хапугине хочется рассказать особо. В Гай Георгий Иванович приехал в 1960 г. и сразу же начал работать сменным электромехаником на открытом руднике. И вот уже более 20 лет трудится в этом коллективе. Здесь он внес первые три рационализаторских предложения. Они касались улучшения приемов работы электрослесарей-ремонтников, помощников машинистов экскаваторов и буровых станков.

Творчески мыслить, искать и находить пути повышения срока службы машин и облегчения труда горняков, проявлять пытливый ум и хозяйскую смекалку - драгоценные качества Георгия Ивановича. Сегодня на его счету 248 рационализаторских предложений, в том числе уникальная машина на шасси БелАЗ-540. При ее помощи без ручного труда и дополнительного штата рабочих можно грузить, перевозить и устанавливать в нужное место опоры передвижной линии электропередач, электрические трансформаторы, барабаны кабелей, а также производить очистку площадки для размещения оборудования.

В перечне рационализаторских предложений Г. И. Хапугина более 40 различных приспособлений для механизации ручного труда горняков, созданных им лично и в содружестве с товарищами по труду. Не случайно Георгия Ивановича называют "наш Кулибин".

Творческая деятельность Г. И. Хапугина не раз отмечалась на областных и всесоюзных смотрах-конкурсах, где предложения его всегда занимали призовые места. Георгию Ивановичу трижды присуждалось звание "Лучший рационализатор Оренбуржья", дважды по итогам смотра-конкурса он награждался призами и Почетными грамотами областного совета ВОИР и грамотами Министерства цветной металлургии СССР. В 1982 г, Г. И. Хапугину первому на комбинате присвоено звание "Заслуженный рационализатор РСФСР".

Много добрых дел на лицевых счетах рационализаторов автотранспортного цеха. Они также часто занимают призовые места в социалистическом соревновании среди творческих бригад комбината.

Гордостью коллектива автотранспортного цеха является поточная линия технического обслуживания автомобилей, разработанная и смонтированная рационализаторами. Интересна история создания этого технического новшества.

Основой его был дипломный проект учащегося Гайского отделения Орского индустриального техникума, бригадира электрослесарей-ремонтников этого цеха М. Е. Кукушкина. Когда пришло время работы над дипломным проектом, М. Е. Кукушкин обратился к начальнику цеха В. Д. Липунову с просьбой подсказать ему тему дипломного проекта, близкую к его будущей специальности техника-механика.

Начальник цеха порекомендовал студенту подумать о том, как можно сократить простои автомобилей на техническом обслуживании. М. Е. Кукушкин подумал, посоветовался с товарищами по труду и решил разработать дипломный проект поточной технологии технического обслуживания автомобилей, чтобы отказаться от действующего в цехе тупикового метода обслуживания машин. Вскоре М. Е. Кукушкин защитил дипломный проект с оценкой отлично.

 

Поточная линия технического обслуживания БелАЗов.

Поточная линия технического обслуживания БелАЗов.

Дипломный проект выпускника техникума был рассмотрен на техническом совете комбината, где было принято решение на его основе разработать проект поточной технологии обслуживания автомобилей в цехе горного транспорта. Для создания такого проекта была образована творческая бригада из числа рационализаторов и новаторов цеха в составе автора проекта М. Е. Кукушкина, главного механика Т. А. Верстунина, электрослесарей-ремонтников Н. Н. Стажкова, В. М. На-уменко, А. И. Игнатьева, Н. С. Скорохода и других, а возглавил эту бригаду начальник цеха, горный инженер В. Д. Липунов. Так родилось техническое новшество - поточная линия технического обслуживания автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-548.

Внедрение этого новшества позволило коллективу цеха повысить качество технического обслуживания машин и сократить их простои. Если раньше, по старой тупиковой технологии, обслуживание продолжалось 104 ч, то по новой поточной технологии 50 ч. При этом высвободился 21 электрослесарь-ремонтник, а экономический эффект составил 700 тыс. руб. Опыт рационализаторов, внедривших поточную технологию технического обслуживания машин, демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Министр цветной металлургии СССР П. Ф. Ломако одобрил опыт автотранспортного цеха Гайского горно-обогатительного комбината и предложил всем горным предприятиям отрасли распространить его у себя. На базе цеха горного транспорта комбината была проведена школа передового опыта отрасли.

Привлекают в этом цехе и многие другие рационализаторские предложения, в частности созданный здесь на шасси списанного с баланса автомобиля БелАЗ-540 комплекс машин для содержания карьерных автодорог, орошения забоев, транспортирования негабаритных грузов, а также ряд простых, но оригинальных приспособлений для съема колес с большегрузных самосвалов, монтажа баллонов и многие другие интересные новинки, облегчившие труд шоферов и ремонтников.

В постоянном творческом поиске находится и ветеран комбината, бригадир слесарей Али Мурзаевич Тен-чурин. Не случайно в числе первых он был удостоен звания "Ударник коммунистического труда".

Али Мурзаевич лично сам и с товарищами по труду внедрил более сотни рационализаторских предложений. По его идее и его умелыми руками создана схема параллельного регулирования турбинных компрессоров. Внедрение этого новшества позволяет ежегодно экономить до 2 млн. кВт-ч электроэнергии. Алюминиевые уплотнители были заменены бронзовыми, что позволило увеличить межремонтные сроки работы компрессоров в три раза. По его предложению машинные возбудители синхронных двигателей заменены тиристорными выпрямителями. Рационализатор разработал также приспособление для очистки воздухоохладителей без их демонтажа.

Отличительная черта Али Мурзаевича, - рассказывает старший диспетчер комбината А. Ф. Погребняк, работающий с первых дней существования комбината,- умение работать красиво, производительно, выполнять любую работу, которую бы ему ни поручили. Надо вести

Дежурную автомашину - Али Мурзаевич - отличный шофер, возникла срочная необходимость изготовить деталь--он токарь. Он хорошо знает компрессоры и насосы. Об их исправности и неисправности он может сказать сразу же, послушав в работе. Бригадир электрослесарей, Али Мурзаевич, - отличный организатор, требовательный и справедливый.

Эффективность труда в условиях технического прогресса как никогда зависит от мастерства и культуры каждого работающего. Ясно понимая это, труженики комбината постоянно и настойчиво учатся. Они повышают свои знания и профессиональное мастерство, изучают новые машины и технологию.

Общественные социологи комбината установили, что ремонтные рабочие, закончившие курсы повышения квалификации, в рационализации производства участвуют на 39% больше, чем те, кто не учится. Машинисты экскаваторов, шоферы большегрузных самосвалов, проходчики, флотаторы участвуют в рационализаторской работе на 15% больше, чем те, кто не повышает своих знаний по нескольку лет. Эти социологические исследования показывают, что первые рационализаторские предложения по совершенствованию новых машин и технологии производства многие рабочие и особенно молодежь подают именно в процессе учебы или сразу после ее окончания. Большую творческую активность после окончания курсов повышения квалификации проявляют инженерно-технические работники.

Традиционным стало на комбинате соревнование инженерно-технических работников по личным и коллективным творческим планам под девизом "Рабочей инициативе - инженерную поддержку и помощь", ежемесячное проведение дней технического прогресса и дней мастеров и молодых специалистов, где широко обсуждаются опыт новаторов и рационализаторов и стоящие перед ними задачи.

Социалистическое соревнование на современном этапе приобрело качественно новые черты. Оно сегодня неотделимо от научно-технического прогресса и направлено на достижение наилучших конечных народнохозяйственных результатов.

Одна из качественно новых черт соревнования за повышение эффективности производства и производительности труда состоит в том, что в нем широко и активно стали участвовать инженерно-технические работники, командиры производства всех рангов. Родилась новая форма - соревнование инженерно-технических работников по личным и коллективным творческим планам.

Этот новый вид социалистического соревнования на Гайском горно-обогатительном комбинате охватывает всех без исключения инженеров и техников. Личные и коллективные творческие планы они составляют с таким расчетом, чтобы экономический эффект от осуществления запланированных мероприятий был не менее годового фонда их заработной платы.

В личные и коллективные творческие планы инженеры и техники комбината, как правило, включают:

участие в рационализаторской и изобретательской работе, реконструкции и модернизации оборудования, оказание помощи рабочим-рационализаторам в разработке и внедрении их предложений;

изучение и обобщение опыта работы передовых рабочих бригад и смен в социалистическом соревновании по изысканию резервов экономии и бережливости;

совершенствование и разработку новых форм организации труда, научное обоснование системы его стимулирования;

механизацию и автоматизацию рабочих процессов и особенно ручного труда;

разработку и внедрение комплексных планов НОТ и научной организации труда на рабочих местах;

совершенствование хозяйственного расчета и учета, отчетности и делопроизводства;

разработку методики и технологии восстановления и реставрации деталей и совершенствование инструментов;

участие в лекционной работе, подготовке новых лекций, экспозиций выставок и проектов;

повышение уровня технической, экономической и политической учебы;

шефство над молодыми специалистами.

Учет выполнения обязательств, принятых по личным и коллективным творческим планам, на комбинате ве-Дется при помощи лицевых счетов. Они заводятся самими участниками соревнования. Данные этого учета регулярно один-два раза в год тщательно анализируются профкомом комбината, руководителями цехов, отделов и служб, советом научно-технического общества (НТО). Эта общественная организация на комбинате объединяет в своих рядах более 700 инженеров, техников и служащих. Ее членами являются около 70 новаторов. Возглавляет НТО избранный на конференции совет, который координирует действия созданных им секций и цеховых организаций НТО.

Совет и секции НТО являются своеобразным центром организации пропаганды задач ускорения развития технического прогресса и практической организации соревнования инженерно-технических работников по личным и комплексным планам, а также работы творческих бригад.

Итоги соревнований цеховых организаций НТО и творческих бригад подводятся, как правило, два раза в год: в цехах на совместных заседаниях администрации, профсоюзного комитета и первичных организаций НТО и ВОИР, а в целом по комбинату на совместных заседаниях профкома, совета НТО, ВОИР, общества "Знание" и администрации комбината. Ход соревнования, опыт работы его передовиков широко освещаются на страницах многотиражной газеты "Горняк". Личный творческий вклад в развитие производства учитывается общественными организациями и администрацией комбината при выдвижении инженеров и техников на вышестоящие должности.

На молодежных смотрах-конкурсах в 1983 г. инженерами и техниками было представлено 23 рационализаторских предложения, от внедрения которых получен экономический эффект свыше 8,7 тыс. руб., а также 112 предложений рабочих с экономическим эффектом 40 тыс. руб. Среди молодых специалистов лучшим рационализатором признан инженер-механик обогатительной фабрики А. Б. Сухоносов, среди молодых рабочих-токарь автотранспортного цеха комсомолец А. У. Сар-сенбаев.

Трудовая биография комсомольца Атабая Сарсенба-ева началась в 1972 г. в автотранспортном цехе, где он работал учеником токаря. В 1979 г. он был награжден бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ "Молодому гвардейцу пятилетки". Ежемесячно А. Сарсенбаев перевыполняет производственное задание на 20-30%. В числе первых он рапортовал о выполнении плана одиннадцатой пятилетки. Славится Атабай Сарсенбаев в цехе как лучший рационализатор. Только за последние три года он подал и внедрил 11 предложений с экономическим эффектом свыше 3500 руб. В их числе - приспособления для расточки тормозных колодок автомашин БелАЗ и метод восстановления переднего фланца с центрирующим пальцем карданного вала. Каждое из этих предложений позволило сэкономить по 900 руб. А. Сарсенбаев закончил вечернее отделение техникума без отрыва от производства. Он активный общественник комсомольскойГайскийзации цеха.

Опытные инженеры и техники приглашают молодых специалистов в творческие бригады, делятся с ними своими планами, помогают им раскрывать свои творческие возможности и талант.

Творческий настрой в работе инженеров и техников - членов НТО и ВОИР, их постоянный поиск путей дальнейшего ускорения научно-технического прогресса стали основой содружества комбината с учеными научно-исследовательских и проектно-коиструкторских институтов отрасли.

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.