Горняцкие горизонты
Бригадная форма организации труда и развитие соревнования
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" подчеркивается, что бригадная форма организации и стимулирования труда в^ одиннадцатой пятилетке должна стать основной.
На Гайском горно-обогатительном комбинате 54,4% рабочих охвачены бригадными формами организации тРУДа.
Бригадная форма организации труда внедрена в автотранспортном цехе среди водителей большегрузных автомобилей, на теплоэлектроцентрали среди рабочих, обслуживающих оборудование котельного, турбинного отделений и химводоочистки, на ремонтно-механическом заводе - на литейном, станочном и слесарно-сварочном участках, на открытом руднике и обогатительной фабрике. На подземном руднике 16 бригад переведены на работу по методу бригадного подряда. Как известно, при переходе на новую форму организации работы заключается договор между рабочими бригады и администрацией, где одна сторона обязуется представить качественно выполненную работу, а другая - обеспечить рабочих всем необходимым для ее выполнения.
Первые такие договоры на подземном руднике появились в 1978 г.. но, как правило, в них речь шла не о полном переходе бригады на хозрасчет, а только о принятии его отдельных элементов.
Что именно из опыта тайских горняков по коллективным формам организации труда могут взять на вооружение бригады родственных предприятий отрасли рассказывает бригадир проходчиков подземного рудника комбината А. И. Луценко: "Бригадная форма организации работы повсюду показала свою жизненность и выгоду. А бригадный подряд в забое? Дело это новое, но его эффективность доказали бригады подземного рудника, в их числе и наша.
Заключив договор с администрацией на бригадный подряд, я расставил людей по звеньям не только с учетом их опыта и умения, но и по психологической совместимости, особенностям характера. Нельзя сказать, что такая перестановка была встречена с радостью, но поговорили, поняли - так 'лучше. Уж если взялись за бригадный подряд, думать надо об успехах всего коллектива.
Для примера приведу одно из распоряжений начальника подземного рудника от 11 июля 1983 г.: "Бригада А. И. Луценко с ноября 1982 г. по июль 1983 г. работала по бригадному подряду на проведении горных выработок. Свои плановые задания она выполнила на 113,9% при опенке "хорошо", сэкономила материалов па сумму 2670 руб. ... Выделить бригаде А. И. Луценко для премирования проходчиков 801 руб. .. .".
Как говорится, комментарии излишни.
Вот другой пример. На участке горно-капитальных работ бригада проходчиков Б. А. Шкитина заключила договор на скоростное проведение выработок на гор. 510 м. Вместо намеченных четырех циклов в сутки бригада выполняла по пять-шесть, в результате за тридцать рабочих дней был проведен 301 м горных выработок вместо предусмотренных 180 м.
В чем секрет успеха? - Он прост, - говорит бригадир Б. А. Шкитин, - ведя скоростную проходку, мы старались сэкономить каждую рабочую минуту. Хорошую службу сослужили нам крепкая дружба, взаимопомощь и взаимозаменяемость, опыт и умение им делиться. Учитывая характер породы, заранее планировали, сколько времени займет та или иная операция, и намеченный график старались выдержать. Бригада была разделена на три звена. Для ведения работ одновременно в двух забоях каждое звено делится на две группы. Состав группы формируют с таким расчетом, чтобы один из проходчиков хорошо владел погрузочной машиной, другой - буровой кареткой. Ведь у рабочих, постоянно работающих на одном оборудовании, вырабатываются навыки, позволяющие работать быстро и хорошо. Да и техника находится в лучшем состоянии, когда у нее один хозяин.
Каждый из проходчиков бригады Б. А. Шкитина может выполнять любую операцию, но отвечает за определенный вид работ. Благодаря четкой организации труда, работа в бригаде идет слаженно. Замечено, что у большинства рабочих, выполняющих работу вдвоем или втроем, одной из причин простоев в течение смены является ожидание окончания работы напарником. В бригаде Б. А. Шкитина такие простои сведены к минимуму.
Много времени занимал раньше у проходчиков перегон оборудования. В выработках площадью сечения 17,36 м2, оборудованных металлическими вентиляционными трубопроводами, погрузочной машине и буровой каретке не разъехаться, а разминовочные тупики по проекту проводятся через 100 м. В этих условиях приходилось терять много времени на ожидание выезда погрузочной машины и въезда туда буровой каретки. Проходчики решили делать разминовочные точки. Руководство рудника, рассмотрев их предложение, Дало согласие. Применение разминовочных точек позволила бригаде значительно снизить время на разми-новку и перегон оборудования.
Члены бригады Б. А. Шкитина много внимания уделяют снижению затрат времени на вспомогательных работах, стараются применять различные новшества. Так, на буровых каретках подключение водопроводных и воздухопроводных шлангов было предусмотрено в задней части машины. Это было неудобно, и к тому же нужен был еще один рабочий для того, чтобы убирать шланги с проезжей части при движении машин назад. Проходчики вывели подключение шлангов на правую сторону буровой каретки, что позволило сократить немало времени на вспомогательных операциях.
Успеху бригадного подряда бригады Б.А.Шкитина способствует проведение выработок двумя и тремя забоями. В бригаде четкая организация труда, проходчики постоянно совершенствуют методы работы. По итогам работы 1983 г. коллегией Министерства цветной металлургии СССР и ЦК профсоюзов рабочих металлургической промышленности бригада Б.А.Шкитина признана победителем в соревновании рабочих ведущих профессий.
В начале 1983 г. на обогатительной фабрике созданы сквозные бригады в дробильном отделении, главном корпусе, фильтровально-сушильном отделении.
В главном корпусе сквозную бригаду возглавил технолог, инженер-обогатитель Е.И.Крапивин. В нее вошли машинисты мельниц, флотаторы, растворщики реагентов, машинисты насосов и сгустителей, операторы, дежурный персонал. Все четыре сменных звена работают по единому наряду с применением коэффициента трудового участия и балльной системы оценки качества продукции.
В октябре 1983 г. на обогатительной фабрике комбината проведена Всесоюзная школа по изучению передового опыта работы этой бригады.
Наиболее ответственный участок на фабрике - флотационное отделение главного корпуса. От его работы зависит выполнение основных показателей в целом по фабрике. Примеры ударного труда показывают флотаторы, возглавляемые Р. И. Князевой, Л. А. Зориной. Но более стабильных показателей из года в год добиваются флотаторы, руководимые 3. К. Пушкаре-вой.
- В нашем звене, - рассказывает Зоя Константиновна,-- шесть флотаторов. За три года одиннадцатой пятилетки выполнены были все показатели по переработке, качеству и извлечению ценных компонентов. Мы, флотаторы, должны не только хорошо знать процесс, но и уметь управлять им. Расстановку флотаторов по рабочим местам я произвожу с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Мы отошли от традиционного закрепления флотаторов за постоянными рабочими местами и стали работать по прогрессивной системе: ежемесячно по определенному графику меняем свои рабочие места. Такая организация труда имеет преимущества. Во-первых, каждый может работать на любом из рабочих Мест и в случае отсутствия товарища заменить его. Во-вторых, это расширяет кругозор, повышает квалификацию и позволяет более требовательно оценивать работу свою и товарища.
Главное внимание в своей работе мы уделяем ведению технологического процесса: флотаторы нашей бригады в течение всей смены следят за состоянием оборудования, чистотой воздушный патрубков, пеного-нов, желобов.
Принимаем мы участие в планово-предупредительных ремонтах оборудования, проводимых механической службой, чистим и моем флотоблоки и камеры флотомашин. Одним словом, каждый член нашей бригады организует свою работу так, чтобы добиваться высоких показателей обогащения.
Год работы сквозных бригад показал, что это фор-ivia организации труда имеет преимущества перед традиционными сменными. У членов сквозных бригад есть Чувство ответственности не только за результаты своей работы, но и за результаты работы предыдущей смены и за создание условий для высокопроизводительной и Качественной работы следующей. И это закономерно. Ведь мы работаем по единому наряду и получаем заработную плату за общие конечные результаты. Это сказалось на трудовой и технологической дисциплине, на Производительности труда, которая повысилась почти На 20 %.
С 1 января 1984 г. коллектив обогатительной фабрики сделал еще один шаг вперед по пути совершенствования бригадной формы организации труда. Фабрика первой на комбинате перешла на полный хозяйственный насчет. Бригадная форма организации труда стала еще более эффективней.
Экипаж большегрузного автосамосзала, возглавляемый В. А. Шаршуковым.
Заслуживает внимание опыт коллектива автотранспортного цеха по совершенствованию организации труда шоферов и созданию укрупненных бригад (в составе 10-12 экипажей). Это позволило резко повысить производительность труда шоферов, улучшить использование автомашин, сократить их простои.
Вот что рассказывает бригадир водителей большегрузных автосамосвалов кавалер ордена Славы II и III степеней В. А. Шаршуков:
- 1 марта 1982 г. технологический транспорт нашего цеха перешел на бригадную форму организации труда водителей. На участке было создано пять бригад, из них водителей БелАЗ-540 - три и БелАЗ-548 - две. Одну из этих бригад доверили мне. В мою бригаду вошло одиннадцать экипажей. В экипажах оказались и опытные водители, проработавшие не один год на карьерных автосамосвала.х, и молодые, стаж которых исчислялся годом-двумя. Тогда же в марте мы создали совет бригады из девяти человек, наметили план работы. А функции совета и обязанности его членов нам были уже известны, ведь они определены положением, действующим на нашем горно-обогатительном комбинате. Так как водители большегрузных автосамосвалов работают в три смены, а бригадир и звеньевые не освобождены от основной работы, руководство бригадой осуществляется через звеньевых, которые непосредственно руководят звеном в смене.
Во время пересмены звеньевые встречаются со мной, докладывают о состоянии производственных дел за прошедшую смену в звене. Те вопросы, которые возникают в процессе работы, сразу же решаются с начальником колонны, с механиком или руководителями цеха, если в этом есть необходимость.
Результаты своего труда и товарищей каждый водитель может увидеть и сравнить по показателям в диспетчерской, где оформлен специальный стенд. Ежесменно на этот стенд заносятся показатели выполнения плана с нарастающим итогом по каждому экипажу и бригаде в целом. Там же отражаются показатели выполнения социалистических обязательств экипажей и бригад за месяц и с начала года. Ведется учет выполнения обязательств, принятых на одиннадцатую пятилетку. Кроме того, с нарастающим итогом с начала месяца и с начала года ведется учет расхода топлива и запасных частей, а также выполнение обязательств по экономии. Поэтому имеется возможность оперативно принимать необходимые меры к тем, кто отстает в выполнении плана.
Совет бригады много внимания уделяет организации труда водителей, межсменному обслуживанию автомобилей, работе на линии, постановке автомобилей на техническое обслуживание, трудовой дисциплине. В межсменном обслуживании, например, как правило, участвуют два водителя - сдающий автомобиль и принимающий. Водители совместно осматривают машину, устраняют обнаруженные неисправности. При этом особое внимание уделяется состоянию рулевого управления, пневмосистеме привода тормозов, наличию масла в баке системы подъемного механизма и креплению колес. Проверяется работа двигателя (на слух 11 по приборам), компрессора, гидромеханической передачи.
Заметив какие-либо нарушения в работе узлов агрегатов автомобиля (при работе в карьере), которые могут вызвать продолжительные простои, водитель возвращается в гараж (если самостоятельно движение производить нельзя, вызывает тягач), устраняет неисправность. Такая система обслуживания автомобилей между плановыми осмотрами позволяет предупредить неисправности, ведущие к продолжительным простоям, и более производительно использовать их в работе. За каждым водителем закреплены определенные узлы и агрегаты автомобиля, что повышает ответственность за их обслуживание и сокращает время на ремонт автомобиля.
Активно участвуют водители нашей бригады совместно со слесарями в работах по плановому и техническому обслуживанию автомобиля на поточной линии.
Хороший уход за автомобилем, своевременное предупреждение неисправностей позволили нашим водителям значительно сократить простои на ремонте и за счет этого вывезти горной массы больше, чем другие бригады.
Мы взяли за правило, чтобы при работе в карьере рядом с молодым водителем находился старший по возрасту, опытный товарищ, который в любую минуту может прийти на помощь, подсказать, дать дельный совет.
Оплата труда у нас производится на основании положения, разработанного для водителей, занятых на транспортировании горной массы, по сдельно-премиальной системе и по сдельным расценкам за грузовой рейс. При расчете оплаты берется тарифная ставка водителя третьего класса с учетом повышения ее на 15% за работу на открытых горных работах. Также производится оплата труда на ремонте и техническом обслуживании автомобилей. Сдельная заработная плата за выполнение плана и плата за произведенные ремонтные работы распределяются внутри бригады в соответствии с отработанным временем. Премии внутри бригады совет бригады распределяет по коэффициенту трудового участия.
Величина коэффициента трудового участия в нашей бригаде установлена в пределах от 0 до 1,5, т. е. каждый член бригады решением совета может быть лишен премии полностью или частично, или получить общую сумму премии в максимальном размере.
Практикуем и такое. Если бригада выполнила план по перевозкам, а один или два экипажа по уважительным причинам недовыполнили его, совет бригады может с учетом того, что эти экипажи добросовестно в течение месяца работали и способствовали выполнению бригадного плана, сохранить им до 50 % премии.
В целях повышения материальной заинтересованности в росте производительности труда, выполнении производственного задания и улучшении использования автосамосвалов премирование водителей производим из фонда заработной платы.
План 1982 г. наша бригада выполнила на 110,8%.
Успешно выполнили мы обязательства и на 1983 г., рапортовав о выполнении годового задания к 66-й годовщине Великого Октября, и вновь были признаны победителями Всесоюзного социалистического соревнования.
Горняки и строители Гая в числе первых в области активно включились в соревнование за право называться ударниками и коллективами коммунистического труда. В 1964 г., к пятилетию Всесоюзной ударной комсомольской стройки, каждый второй труженик комбината участвовал в движении за коммунистическое отношение к труду и работал под девизом "Жить и работать по-коммунистически". Каждый десятый был удостоен звания "Ударник коммунистического труда", а десяти бригадам горняков и транспортников было присвоено звание коммунистических.
За последние годы уровень организации соревнования заметно повысился, разнообразнее стали его формы. Сегодня на комбинате действуют 19 видов соревнований. С учетом их особенностей и целей разработаны и действуют положения о материальном и моральном поощрении его участников.
Наиболее полно, многогранно социалистическое соревнование воплотилось в движении за коммунистическое отношение к труду. Это патриотическое движение повлияло буквально на все стороны жизни и деятельности коллектива комбината. Но главная и самая важная особенность движения за коммунистическое отношение к труду Достоит в том, что оно органически сочетает в себе борьбу коллектива за дальнейшее повышение производительности труда на основе широкого использования достижений науки и техники с воспитанием у него трудолюбия, творческой инициативы, постоянного стремления к учебе.
На 1 октября 1984 г. в движении за коммунистическое отношение к труду на комбинате участвовало 88,2% всех соревнующихся за досрочное выполнение заданий одиннадцатой пятилетки, 66% из них присвоено звание "Ударник коммунистического труда". Это звание присвоено 217 экипажам, бригадам, коллективам смен и участников и 8 крупным подразделениям - подземному и открытому рудникам, обогатительной фабрике, автотранспортному цеху, теплоэлектроцентрали, энергоцеху, химлаборатории и отделу технического контроля. В практику работы комбината вошло ежегодное подтверждение профсоюзными комитетами почетного звания "Ударник коммунистического труда".
Сегодня трудно переоценить экономическое и социальное значение движения за коммунистическое отношение к труду. С его возникновением и развитием на комбинате широкое распространение получили новые формы повышения культурно-технического уровня работающих.
Положительно влияет движение за коммунистическое отношение к труду на социальную активность людей. Участие в движении повысило у рабочих, инженерно-технических работников и служащих стремление к учебе и овладению опытом лучших, к управлению производством. Каждый второй труженик комбината занимается в системе экономического образования, каждый третий - в школе коммунистического труда, а таких школ на комбинате в 1984 г. работало 67. Во всех школах широко используется активная форма занятий.
Изучение практики работы бригад и коллективов показало, что те рабочие, которые учатся в школах коммунистического труда, как правило, лучше разбираются в вопросах экономики, умеют ценить рабочую минуту, лучше ее использовать. И, самое главное, быстрее оценивают опыт работы передовиков соревнования и оперативно его используют.
У большинства соревнующихся изменились характер и содержание обязательств. Они стали конкретнее и обоснованнее. В них стали указываться задачи не только повышения производительности труда и качества работы, но и коммунистического, нравственного воспитания, повышения социальной активности участников соревнования. Наряду с традиционными пунктами - выполнить и перевыполнить плановые задания - появились новые: нести коллективную материальную и моральную ответственность за нарушение правил техники безопасности и требований трудовой и технологической дисциплины и общественного порядка.
На подземном и открытых рудниках, обогатительной фабрике, ремонтно-механическом заводе многие бригады отказались от традиционной системы пропорционального распределения премий и доплат за расширение зон обслуживания и повышение производительности труда между членами коллектива и внедрили прогрессивную систему с учетом личного вклада каждого в успех коллектива, где берется во внимание не только отношение к труду, но и соблюдение требований морального кодекса строителя коммунизма. Сегодня на комбинате с учетом КТУ распределяют премии и доплаты более 40% бригад и экипажей.
Записав такие пункты в свои социалистические обязательства, бригады, смены, коллективы участков дали твердое рабочее слово не быть равнодушными к случаям отклонения любого из членов их коллектива от норм коммунистической морали и нравственности. И это обязательство участники движения за коммунистическое отношение к труду соблюдают. Чаще стали практиковаться отчеты на бригадных и сменных собраниях ударников коммунистического труда о том, как они выполняют принятые обязательства нравственного характера, повышают уровень своих знаний, выполняют общественные поручения. Родились в бригадах новые добрые традиции - проведение коллективных вечеров отдыха, выездов на природу и празднование семейных юбилеев.
Постоянно и настойчиво пропагандируя в коллективе девиз соревнования "Ни одного отстающего рядом", партком, профком и дирекция комбината осуществили целый комплекс технических, организационных и идеологических мероприятий по обеспечению высокой производительности труда и выполнению принятых обязательств, что позволило коллективу комбината не иметь ни одной отстающей бригады. Этому не в малой степени способствовала начатая в цехах комбината практика общественной защиты бригадами, экипажами, сменами и участками социалистических обязательств. Бригады и экипажи защищают их на заседаниях производственно-массовых комиссий, профсоюзных комитетов, у руководителей цехов; коллективы участков и цехов - на заседаниях производственной комиссии профкома комбината. В ходе защиты обязательств идет их всесторонний анализ в свете технической и экономической обоснованности. Полезна и практика ежемесячных встреч руководителей комбината с бригадирами, руководителями экипажей, смен и мастерами участков для разбора итогов соревнования и определения путей дальнейшего повышения эффективности работы, экономии и бережливости и укрепления морально-нравственного климата в коллективе.
Показатель высокой гражданской сознательности передовиков соревнования - их переход в отстающие и неритмично работающие коллективы. На подземном руднике такой подлинно трудовой подвиг четыре раза совершал ветеран комбината, проходчик, кавалер ордена Ленина В. А. Сымов - и все четыре бригады он вывел в ряды передовых.
По примеру В. А. Сымова два раза переходил в отстающие бригады проходчик, кавалер ордена Трудовой Славы III степени А. И. Луценко. И обе эти бригады в числе лучших работают по бригадному подряду, идут в авангарде соревнования. В автотранспортном цехе многие передовые рабочие перешли в отстающие экипажи или заменили некоторых своих опытных шоферов молодыми, чтобы обучить их работать по-ударному. Так не один раз поступал В. А. Шаршуков. Не раз пополняли свой экипаж молодежью с целью обучения мастерству вождения машин шофера П. А. Куцан, Н. В. Беляев, 3. X. Хикма-тов и многие другие. И таких примеров творческой инициативы участников соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду можно привести много. Они различны. Но для большинства характерны стабильность трудовых результатов, постоянное стремление искать и находить резервы дальнейшего роста производительности труда, экономии и бережливости.
Бригада буровиков на подземном руднике, возглавляемая кавалером ордена Трудовой Славы III степени А. П. Кравчюком, добившись высокой производительности труда на бурении глубоких скважин, попросила администрацию рудника увеличить ей нормы выработки на отдельные виды работ. С подобными просьбами не раз за последние годы обращались ударники коммунистического труда, станочники и сталевары ремонтно-механичес-кого завода и рабочие ремонтно-строительного цеха. По инициативе ветерана комбината экскаваторщика открытого рудника, ударника коммунистического труда Н. Н. Даля был удлинен межремонтный срок работы экскаваторов с 4 до 7 лет. Другой ветеран комбината, кавалер ордена Ленина В. П. Андронов добился увеличения срока работы экскаватора без ущерба для машин до 8 лет.
Опыт работы машинистов экскаваторов экипажа Н. Н. Даля и В. П. Андронова был изучен лабораторией НОТ. На основе этого опыта служба главного механика рудника разработала систему материального и морального поощрения машинистов за грамотную и бережливую эксплуатацию машин и удлинение их срока службы. Внедрение в практику работы этой системы позволило значительно увеличить межремонтные сроки работы экскаваторов и буровых станков. Машинистам в этих случаях выплачивается премия до 30 руб. ежемесячно при оценке состояния машин на "хорошо" и "отлично". Внедрение материального и морального поощрения позволило повысить коэффициент использования машин, их производительность. Несмотря на то, что большое количество экскаваторов и буровых станков открытого рудника выработали амортизационные сроки работы, они продолжают находиться в строю и горняки рудника успешно и ритмично выполняют с помощью этих машин производственные задания.
Система материального и морального стимулирования за удлинение срока службы машин распространена и на подземном руднике, и в автотранспортном цехе; в результате межремонтные сроки работы самоходного оборудования и автомобилей удлинены.
Важное место в организации соревнования отводится пропаганде опыта его передовиков, которая находит широкое отражение в планах работы агитколлективов парторганизаций цехов и Дворца культуры горняков. Традиционными стали вечера трудовой славы, встречи соревнующихся коллективов для обмена опытом как производственной работы, так и проведения досуга, вечера чествования победителей соревнования, клубы выходного дня, вечера ветеранов труда и встречи с молодежью. Все эти формы пропаганды служат одному- сделать опыт работы передовиков достоянием всех участников соревнования.
Примеров и фактов, свидетельствующих о большом положительном влиянии социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду на социальную активность его участников, можно привести много. В коллективе, где принято обязательство "Жить и работать по-коммунистически", реже бывают нарушения трудовой дисциплины, меньше текучесть кадров и почти не бывает конфликтных ситуаций, создается атмосфера дружбы и взаимопомощи в работе, высокой требовательности друг к другу и нетерпимости к недостаткам.
Успехи коллектива в развитии движения за коммунистическое отношение к труду, претворение в жизнь девиза "Жить и работать по-коммунистически" получили высокую оценку на отраслевом смотре предприятий цветной металлургии, борющихся за право называться "Предприятиями высокой культуры производства". Решением коллегии Министерства цветной металлургии СССР и ЦК профсоюза рабочих металлургической промышленности Гайский горно-обогатительный комбинат признан в числе лучших и ему присвоено звание "Предприятие высокой культуры производства", являющееся первой ступенью на пути к присвоению звания "Предприятие коммунистического труда". Но, чтобы добиться звания "Предприятие коммунистического труда", необходимо еще много работать над идейно-нравственным воспитанием членов коллектива. В отдельных цехах нет еще должного внимания к обобщению и изучению опыта передовиков соревнования. Не на всех рабочих местах созданы условия для высокопроизводительного труда, и они не всегда отвечают требованиям ПТБ. Не изжиты случаи нарушений трудовой и производственной дисциплины и общественного порядка, хотя число их за последние годы резко сократилось.
На подобные недостатки в организации движения за коммунистическое отношение к труду неоднократно обращалось внимание. Перед партийными и профсоюзными организациями была поставлена задача шире использовать воспитательную силу социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду.