Продолжаем искать дозорщика-императора. Напомним, эта стрекоза внесена в «Красную книгу Оренбургской области». И вот уж вторую неделю мы надеемся обнаружить ее на гайских просторах. О первых результатах поисков мы уже писали.
На этот раз мы держим путь в сторону отвалов Гайского медноколчеданного месторождения. По пути заезжаем на озеро в Калиновке. Увы, в этом году оно мертво. Просочившиеся со стороны отвалов воды отравили озеро. Исчезли его обитатели, от уток до лягушек и косиножек. Стрекоз тоже нет. Над озером – тяжелый запах с явной примесью серы.
Тот же запах – у подножия отвалов. Сочащаяся сверху вода образовала несколько прудиков. Тоже мертвых.
Поднимаемся вверх. Над кроваво-красными лужами – ядовитые испарения. От искрящегося халькопирита – запахи примороженного чеснока. Черноольховые деревья, залечивая рану земли, растут, но птицы уже не поют в их кронах. Жизнь здесь угнетена.
И только над прокаленной солнцем пустопородной крошкой – стрекозы. Сжатобрюхи полосатые, молодые самцы, яростно кружат над постапокалиптическими пейзажами. И в их боевой игре сквозит презрение к нашим изнеженным экологическим чувствам: «Промышленное загрязнение? Катастрофа? За 300 миллионов лет, что мы существуем, на Земле и не такое бывало! Выжили как-то!».
Они-то выживут.
Возвращаемся поближе к Гаю. Водоем «Трубы». На берегах обмелевшего прудика кипит жизнь насекомых. Среди уже знакомых нам стрекоз видим новую – взрослую кирпично-красную каменушку. В отличие от крупных четырехпятнистых стрекоз, стрекозы из рода каменушек (сжатобрюхов) освоили мир чуть подальше от воды. Но вода оставила на их теле неизгладимые шрамы.
Видите эти «шарики» на стрекозином корпусе и крыльях? Когда каменушка, завершая стадию личинки, меняла свой облик и выбиралась из воды, она заразилась. Ее облепили форетики.
Некоторые живые существа путешествуют по миру с помощью соседей по месту обитания. Это называется форезией: один организм (форетик) прикрепляется к другому (хозяину), чтобы без усилий переместиться в новую среду обитания. Такие «безбилетники» рвутся в путешествие к свежим пространствам и новым контактам, расширяющим генофонд их вида. «Безбилетников» много. Среди них – водяные клещи. На этом снимке, который мы сделали на небольшом высыхающем водоеме, видно, что взрослую стрекозу из рода Сжатобрюхов (каменушек) «оседлали» многочисленные пассажиры. Это личинки водяного клеща. Они проникли в дерму хозяина, образовав вокруг себя небольшие защитные сферы, отражающие реакцию иммунной системы стрекозы. Очень часто контакт форетика и хозяина не ограничивается транспортными услугами и «пассажир» получает из тканей хозяина еще и необходимое ему питание. Если выразить суть происходящего одной фразой, то подойдет вот эта: «Уважаемые водяные клещи, пристегните ремни! На борту стрекозы-лайнера вам будет предложено подходящее питание…»
А дозорщик-император… С ним мы не повстречались и в этот раз. Но лето еще не закончилось.
Author: yuri_sh