28.06.2012, 16:14     4 450

ЖКХ - в потроха!

Так коротко можно охарактеризовать политику руководства города Гая в одной из важнейших сфер жизнедеятельности муниципалитета. И все это только потому, что чиновникам не позволили "доить" местную коммуналку?

Фронт за линией фонда

Не первый год в одном из крупнейших муниципалитетов Оренбуржья городе Гае продолжается яростное противостояние между местной властью и местными же коммунальщиками. События последних лет (и даже последних месяцев) дают основания полагать: конфликт сей не только не затихает, но разгорается с новой силой. Уверен, не вмешайся в него власти более высокого уровня, с имеющимися в их арсенале многочисленными контрольно-надзорными органами - дело дойдет до пожара. И пусть не говорят потом, что полыхнуло неожиданно или случайно: мы предупреждали.

А теперь о самом конфликте. Дабы иметь более полное представление, начнем с самых, так сказать, истоков его. То есть с начала 2007 года, когда в областях и краях (и в городе Гае, стало быть, непременно) власти прекратили финансовую поддержку сферы ЖКХ. Все тяготы по содержанию жилья с тех самых пор стопроцентной нагрузкой легли на плечи населения. Что касается города Гая, в частности, то вот какая нарисовалась картина. В предыдущие времена городской бюджет ежегодно(!) выделял средства на капитальный ремонт крыш примерно полутора десятков многоквартирных домов (МКД) и инженерных сетей почти двух десятков МКД. А с 2007 года все это разом прекратилось. Перед коммунальщиками встал непростой вопрос: на какие шиши теперь существовать и ремонтировать дома? Ведь, понятное дело, население столь тяжкий финансовый груз разом не осилит...

Видимо, уяснили это и федеральные власти. А посему уже в апреле 2007-го заработал в стране Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", который был призван и далее на средства государства производить капитальный ремонт жилищ граждан.

Рассчитывать на весомую поддержку фонда мог любой муниципалитет. Но рассчитывать лишь в том случае, если поспешит выполнить ряд непременных условий. Не стану перечислять все, главное - создать на своей территории коммерческие организации, занимающиеся обслуживанием сферы ЖКХ. И чем больше в этой сфере будет предпринимателей, тем лучше в плане финансовой поддержки из фонда.

Городу Гаю, считаю, в этом плане повезло. Здесь нашлись люди, быстро откликнувшиеся на новые веяния. Одним из таких новаторов стал Владимир Григорьевич Никитин - человек с репутацией порядочного гражданина и высочайшего профессионала. Долгие годы он проработал в системе городского ЖКХ, занимая там руководящие должности. За Никитиным пошли его коллеги, так что в короткий срок собралась полноценная команда профессионалов. И быть бы гайчанам в лидерах, но...

Но не повезло, видимо, с городским главой: Николай Федорович Иванов либо оказался супротив новых перспектив, либо просто не сумел их разглядеть. Уже и из недр областного правительства посыпались в его адрес сначала просьбы, а затем и настоятельные требования приступить к реформированию местной коммуналки, дабы мог муниципалитет получить финансы из фонда на капремонт МКД, а равно на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья (еще одно генеральное направление фонда)... Но господин Иванов не спешил.

Только к концу 2007 года новаторам дали, что называется, отмашку на создание коммерческих структур. Здесь стоит напомнить: к тому времени областное правительство разработало программу модернизации коммунальной энергетики региона. Но и она предусматривала финансирование преимущественно коммерческих структур в данной сфере.

Так вот. В начале 2008-го новаторы создали ООО "Гайские коммунальные энергетические сети" (ГКЭС) и шесть управляющих организаций - ООО "Домоуправление 1 - 6", получив реальную возможность финансирования своей деятельности по обеим вышеуказанным программам. Да, кстати, управляющие организации решили создать в виде ООО на базе существовавших в городе домоуправлений (отсюда и название): при таком раскладе УО могли работать по упрощенной схеме налогообложения, что существенно снижало налоговое бремя предприятий.

Впрочем, заработать на полную мощь реформаторам пришлось не сразу. Прослеживая их нелегкий путь становления, можно сделать такой вывод: городские власти оказались совсем не сторонниками (а может, и яростными противниками) всех начинаний. Что же, был у городских властей другой выход? До сих пор как-то не замечено. Тогда что мешало взяться за реформирование? О том чуть позже... А в конце августа 2008 года мэр, образно говоря, погнал волну назад.

Почти всех работников городского МУП ЖКХ к тому времени перевели либо в УО ООО "Домоуправление 1 - 6", либо в ООО "ГКЭС". Очередной приказ городского главы двинул сей процесс... в обратном направлении. Более четырехсот человек снова перекочевали из ООО "ГКЭС" в МУП. Разве что работников УО переводить уже не представлялось нужным, поскольку чуть ранее была одобрена заявка города Гая на капитальный ремонт МКД за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ. То есть на фронте скрытого противостояния с местной властью предприниматели (именно они защищали данную заявку!) вышли победителями? А почему нет, если добились они выделения городу сразу тридцати миллионов рублей!

Подсчитаешь - прослезишься...

Нетрудно догадаться, какие последствия ожидали Гай после очередного поворота назад: возможности получать финансирование на реконструкцию и ремонт общегородских сетей развеялись словно дым. А был реальный шанс освоить в течение нескольких лет почти триста миллионов рублей! Согласно разработанной спецпрограмме.

По данному поводу город Гай уже в 2010 году подвергся резкой критике на областных депутатских слушаниях, попав в число редких муниципалитетов, почти не воспользовавшихся возможностью улучшить свое ЖКХ за счет федерального фонда и соответствующих региональных программ. Да кто бы отреагировал на критику сию!

Казалось, гайский глава первым должен был броситься навстречу представляющимся возможностям. И вот почему. Как удалось узнать из официальных источников, к исходу 2007 года (на момент начала деятельности федерального фонда), износ теплосетей данного муниципалитета достиг уровня 80,4 процента! Объекты водоснабжения к тому же времени износились на 79,6 процента, энергоснабжения - на 85,6, очистных сооружений - на 81 процент. Средний уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составил 81,65 процента, что едва ли не на треть больше, чем средний показатель по области. Вот уж где воистину: подсчитаешь - прослезишься... Но не бросился гайский глава навстречу.

Поговаривают, не бросился неспроста. А будто бы в самом начале процесса реформирования поставил господин Иванов перед новаторами-предпринимателями такое условие: 25,1 процента (почему-то именно столько) от всех акций либо голосов в каждом(!) создаваемом коммерческом предприятии должны быть оформлены именно на мэра или на того человека, которого мэр назовет. И только получив от предпринимателей соответствующее согласие, господин Иванов якобы дал отмашку на реформирование. А когда его условие новаторы проигнорировали, погнал волну назад. Так было, если верить слухам.

Оговорюсь сразу: очевидцам тех договоренностей мне быть не пришлось, а потому утверждать на сей счет ничего не стану. С одной, впрочем, оговоркой: в Гае мне довелось пообщаться с людьми, стоявшими у истоков описанного процесса. И горестные подозрения в адрес главы они (в присутствии свидетелей) подтвердили.

Так или иначе, но разве не вполне объясняют подозрения сии суть поведения господина Иванова? А если не вполне, что тогда может его объяснить?

Думаю, объяснить могла бы деятельность вышеупомянутых УО, взваливших на себя бремя реформирования. Как-то они проявились на данном поприще? Обратимся к официальным данным, дабы устранить сомнения.

- Официальные данные здесь представлены сравнительные, - комментирует полученные мною сведения юрист УО ООО "Домоуправление 1-6" Олеся Сергеевна Гомозова. - Например, возьмем год 2007-й, когда обслуживанием МКД занималось еще МУП ЖКХ, сравнив его показатели с данными 2009-го - второго года нашей деятельности. Так вот: в 2007 году было отремонтировано 107 подъездов в МКД, а в 2009-м - уже 275! Сравним по другим направлениям. В 2007-м местные коммунальщики отремонтировали 1571 квадратный метр крыш (УО в 2009 году - 3287 квадратных метров), 298 квадратных метров фасадов (775), 2421 квадратных метра цоколей (5970), 27 балконов (275), 39 крылец (88), 129 козырьков (289), 211 квадратных метров асфальтового покрытия (7713). И это при том, что за сей же срок штаты УО уменьшились почти на сотню человек! А все же и при подобном раскладе не снискали УО должного почтения со стороны мэра.

Конкуренция со сдвигом

Одной из ключевых причин нелестного к себе отношения городской власти руководители УО называют и такую: мол, они не пожелали делиться с мэром полученными деньгами, хотя господин Иванов заявлял свои претензии. Якобы ему не хватает средств на исполнение обещаний, данных избирателям, а посему УО и предполагалось на сей счет "подоить". "Доиться" предприниматели не стали, осваивая полученные финансы строго по назначению.

Снова оговорюсь: так ли оно было, как изложено выше, утверждать не берусь, поскольку сие не моя прерогатива. Есть ведь правоохранительные органы, коим надлежит подобные предположения проверять. И есть люди, готовые предположения эти подтвердить. Или в Гае правоохранителей, готовых отреагировать, нет?

Одно радует: несмотря ни на что, УО в городе работают (пока) стабильно и эффективно. В отличие, например, от иных конкурентов. Да, о конкурентах стоит сказать отдельно.

Не так давно в Гае с легкой подачи администрации была создана еще одна управляющая организация - ООО "Город". Очередной транш из федерального фонда, выделенный городу, отправили именно этому ООО на ремонт весьма запущенных муниципальных общежитий. В итоге деньги ушли к подрядчикам, отдельные чиновники порадовались несказанно, но... общежития и сегодня предстают в весьма нерадужных, мягко говоря, видах.

До такой степени нерадужных, что дошло до скандала областного масштаба. Чтобы не быть голословным, приведу цитаты из официального сообщения министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области: "Из средств фонда городу Гаю в 2010 году на капитальный ремонт МКД выделено 34,65 миллиона рублей. Однако они не были освоены в полном объеме... а неизрасходованные средства фонда (в сумме 4,77 миллиона рублей) возращены в бюджет. В связи с незавершением в установленный срок мероприятий программ 2010 года средства фонда, предусмотренные на 2011 год, поступили в бюджет области лишь в размере тридцати процентов(!) от запланированных..."

Выходит, это властям города Гая вся область должна сказать особое спасибо за весьма ощутимый недобор финансовых средств из федерального фонда, а стало быть, и за сотни (если не тысячи) не отремонтированных по всему региону подъездов, крыш, фасадов, цоколей, балконов?

Поучительна и история с гайским ТСЖ "Мир", созданным недавно, как я предполагаю, также при непосредственном участии господина Иванова. Как ни зазывали людей вступить туда, мало кто поддался. Чем сие ТСЖ занимается конкретно, трудно понять. Но чем-то, видимо, занимается, если меняет словно перчатки своих руководителей, равно как и адреса нахождения. Но, о чудо! Именно "Миру" городской бюджет в этом году выделил миллионы на ремонт каких-то МКД.

Здесь, впрочем, не в ТСЖ дело. Пусть бы себе осваивали деньги из городского бюджета, коли не могут из федерального: муниципалитет ведь тоже должен участвовать в финансировании... Но, если верить закону, муниципалитет вправе создавать равные условия для конкуренции всех участников обслуживания сферы ЖКХ! Без сдвига в пользу кого-либо. Иначе что же это за конкуренция получается?

А "равные условия" выглядят теперь так: родной муниципалитет подал иск в арбитражный суд на выселение УО из занимаемых ими помещений. В противном случае требуя с ответчиков непомерную плату за аренду офисов, словно с нефтедобывающих компаний! И ведь выиграет же иски, не остановится перед тем, что именно УО обслуживают свыше девяноста процентов всех гайских МКД...

К чему приведет такая политика гайского мэра, предположить нетрудно. А вот к чему уже привела. Из официального сообщения министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области: "От распределения средств фонда на 2011 год город Гай был исключен в связи с невыполнением условий федерального закона. От распределения средств фонда на капитальный ремонт МКД на 2012 год данный муниципалитет также исключен в связи с низкими показателями реализации программ прошлых лет".

К сему добавить уже вряд ли что требуется.

Владимир НАПОЛЬНОВ.

 

"Южный Урал" 


Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.