24.02.2017, 15:00     7 801

«Гайчане» попали под стекло

В нижнем девоне (около 419 – 393 миллионов лет назад) в наших краях было весело: земля тряслась, как в припадке ярости, океанические лагуны то расступались, то вновь смыкались, в клубах сернистого газа из-под земли вырывалась лава, взрывались вулканические бомбы. Обломки горных пород в несколько тонн весом опускались на дно, на них оседали частицы вулканического пепла. Проходило время – и пласты, образованные вулканической деятельностью, вторично взрывались новыми поколениями вулканов. Так пролетали сотни тысячелетий.

 

«Гайчане» попали под стекло


К среднему девону (около 393 – 383 миллионов лет назад) созидательно-творческая ярость земли слегка поумерилась. В громадных кальдерах безмятежно булькала коллоидообразная жижица, разнося по окрестностям запах серы.

 

Погромыхивали молнии, лили дожди, с окрестных склонов потухших вулканов стекались в ложбины густонасыщенные «химией» ручьи. Формировалась осадочная толща, которую геологи позже назовут «улутаусской свитой».

 

«Гайчане» попали под стекло


Надвигаясь друг на друга, континентальные и океанические плиты сминали в складки древние вулканические породы и лежащий на них осадочный материал, формируя гигантский Магнитогорский мегасинклинорий (прогиб).


Так формировалось Гайское месторождение медноколчеданных руд.

 

«Гайчане» попали под стекло


Эту величественную картину, растянувшуюся на миллионы лет, можно хорошо представить в залах Уральского геологического музея при Горном университете в Екатеринбурге.

 

«Гайчане» попали под стекло


Здесь широко представлены минералы и полезные ископаемые нашего края. Минералы, их срастания, вкрапления выставлены на втором этаже.

 

«Гайчане» попали под стекло


Под экспозицию полезных ископаемых отведен весь третий этаж особняка на ул. Куйбышева.

 

«Гайчане» попали под стекло


«Граница между отделами минералогии и полезных ископаемых до некоторой степени условна, – говорится в одном из путеводителей по музею. – В одном – кварц, золото, платина – минералы, в другом они же трактуются как полезные ископаемые. Это сходство внешнее. Между ними есть и более глубокая связь. Минералы являются кирпичиками, составными элементами горных пород и руд, достоверными документами, в которых запечатлены процессы рудообразования».


Отдел полезных ископаемых начинался с 3 тысяч экспонатов, поступивших с самых главных и самых характерных месторождений Урала. Как расположить эти экспонаты? В каком порядке представить зрителям? Здесь на помощь пришли рекомендации виднейшего российского геохимика и минералога А.Е. Ферсмана.


В своей книге «Занимательная минералогия» академик писал про минералогические музеи:


«Здесь мы учимся узнавать камень не искусственно выдернутым из природы, а в той естественной обстановке, в которой он встречается вместе с другими камнями, связанный в своей истории со всей жизнью природы, с почвой, которая его покрывает, климатом, который его изменяет, растительным покровом и самой жизнью животных и человека. Именно так и показан камень».


Гайские камни экспонируются именно так – системно.


О ходе рудообразования Гайского месторождения свидетельствуют минеральные ассоциации. Минеральная ассоциация – совокупность всех минералов, которые есть в конкретном участке земной коры. Они служат ключиком к пониманию особенностей месторождения.

 

«Гайчане» попали под стекло


Минеральные ассоциации Гайского месторождения многократно описаны в специальной научной литературе, в статьях и диссертациях. Вот, например, как классифицирует их группа авторов (М. Бородаевская, В. Сагло и др.) в статье «Особенности геологического строения Гайского рудного поля и некоторые вопросы генезиса медноколчеданного оруденения» (Челябинск, 1967):

 

«Рудные тела Гайского месторождения сформированы в несколько стадий при совмещении следующих минеральных ассоциаций:
1. Ранняя пиритовая.
2. Халькопирит-пиритовая.
3. Сфалерит-халькопирит-пиритовая с примесью блеклой руды.
4. Борнит-халькопиритовая с примесью галенита и блеклой руды.
5. Кварцево-карбонатная с поздними сульфидами.
Сочетание этих минеральных ассоциаций образует различные минералогические типы сплошных и вкрапленных руд».

 

В Уральском геологическом музее минералогические экспонаты ассоциированы в те же группы, в которых они встречаются в природе.

 

«Гайчане» попали под стекло

Вот халькопирит (тот самый «медный колчедан», именем которого определен тип Гайского месторождения).

 

 

 

«Гайчане» попали под стекло

Вот теннантит (сульфоарсенид меди), халькопирит, борнит, пирит…

 

 

 

«Гайчане» попали под стекло

… и пиритовая «сыпучка».



«Гайчане» попали под стекло

Это борнит, пирит, халькопирит.

 

 

«Гайчане» попали под стекло

Сера из железной «шляпы» колчеданной залежи, то есть из зоны окисления…



«Гайчане под стеклом» тщательно препарированы. Они представляют не только разные минеральные ассоциации Гайского месторождения (следовательно, и разные этапы геологической истории). Они также демонстрируют разную структуру руды.

 

«Гайчане» попали под стекло


Разные текстуры…

 

«Гайчане» попали под стекло

Массивная халькопиритовая руда.

 

«Гайчане» попали под стекло

Вкрапленная халькопиритовая руда.

 

«Гайчане» попали под стекло

Массивная серно-колчеданная руда

 

«Гайчане» попали под стекло

Массивная свинцово-медно-цинковая руда

 

«Гайчане» попали под стекло

Прожилково-вкрапленная полиметаллическая руда

 

 

А в целом, все эти камни объединяет одно: благодаря им…

 

 

«Гайчане» попали под стекло

 

…и существует город Гай.

 

«Гайчане» попали под стекло




Комментарии [Отключить]

  • Нина Пугавко • 27-06-2017, 23:55
    Класс! Вам повезло, Галичане! И я помню тот ажиотаж с Гайстроем, который начался в Оренбуржье в 1959-м году.
  • Taras Kh • 04-03-2017, 02:13
    "Возраст Земли": http://creation.co.ua/creationminute-6
  • yuri_sh • 26-02-2017, 20:59
    И вам спасибо!
  • urtazym • 26-02-2017, 20:55
    Успокоить Хранителей Недр могу только тем, что вряд ли удастся мне еще побродить по Ишкиновским горам. Так что все сокровища могут лежать спокойно еще столько же миллионов лет. ) Спасибо вам за приятное и полезное общение.
  • yuri_sh • 26-02-2017, 20:35
    У нас государство бережливое - своим богатствам цену знает )
  • urtazym • 26-02-2017, 20:33
    Я так и знал. Четыреста миллионов лет валялись никому не нужными и опять то же самое. )
  • yuri_sh • 26-02-2017, 20:20
    Только не будем забывать про «Закон о недрах», а также про отраслевые регламенты – «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов».
  • urtazym • 26-02-2017, 20:12
    Спасибо за высокую оценку моих усилий. Пришлось несколько часов побродить по степи, уткнувшись носом в землю, чтобы набить карманы этими боеприпасами. )
  • yuri_sh • 26-02-2017, 15:22
    Если кто-то будет искать информацию на эту тему - пользуйтесь словом "Лапилли"
  • yuri_sh • 26-02-2017, 15:19
    Великолепная коллекция! До сих пор видно, как они в девонском воздухе вертелись, выброшенные из жерла... )
  • urtazym • 26-02-2017, 15:16
    Они самые. Урожая 2013 года.
  • yuri_sh • 26-02-2017, 15:12
    Это и есть вулканические бомбочки Ишкиновских гор?
  • urtazym • 26-02-2017, 14:29
    Эх, раз пошла такая тема - получите образцы (камней).
  • отверженный • 26-02-2017, 12:49
    Согласен. Тот-же конгломерат - горная осадочная порода, которая состоит из разной величины и формы обломков КАМНЯ, которые сцеплены меж собой глиной, известью и так далее.
  • SedNew • 26-02-2017, 10:25
    Ну что, многоклеточный, на большее умишка твоего не хватает? Таксуй дигрод, желательно молча. И можно об стену, но без пассажиров.
  • кузьма13 • 26-02-2017, 09:56
    Интересно и познавательно, спасибо!
  • Евгений Медведев • 26-02-2017, 00:14
    Кто тебе сказал, что Земля круглая?)) Вот ее форма, согласись, на круг мало смахивает)) http://i.imgur.com/XyDWDJ3.jpg
  • pollux67 • 25-02-2017, 23:59
    да нет, я и сам негодую!!! ишь чо удумали- что якобы земля круглая, и вращается вокруг солнца, а не наоборот!!
  • SedNew • 25-02-2017, 23:33
    Ну так в библии написано. Что, нам солгали?)))
  • Евгений Медведев • 25-02-2017, 23:19
    Что сказать-то хотел? Это животное - явный результат искусственной селекции. Стало ли оно хоть немного умнее своих далеких предков? Сильно сомневаюсь, катания на скейте не доказательство) Вот если бы говорить умел)) Обезьяна произошла от обезьяны, тут полностью согласен)) Шесть миллионов - а что не миллиардов сразу?) Для верности, ну чтоб вопросов у обывателя не возникало, почему, например, люди, жившие несколько десятков веков назад ничем существенно от современных людей не отличаются.
  • yuri_sh • 25-02-2017, 22:40
    Все зависит от контекста. Научный текст (и студенческий ответ) требует предельно точной терминологии. В "научпопе" можно и про камень. Сам Ферсман в своих научно-популярных книжках говорит и про "камень", и про "камни", и даже про "каменья". Вам спасибо за разъяснение гидротермального метасоматоза. Коротко и ясно!
  • Председатель • 25-02-2017, 21:56
    Одноклеточный не прикалывался, он всерьез
  • Председатель • 25-02-2017, 21:55
    Об потолок убейся
  • Председатель • 25-02-2017, 21:54
    Об стену...
  • Председатель • 25-02-2017, 21:54
    Об стену убьешься в конце концов?
  • mulla • 25-02-2017, 18:18
    Никогда не говорите (человек был создан по образу и подобию.....) Как можно себя сравнивать с Господом! утверждать что унего две ноги и две руки и что он ходит как люди и тд. Разумный человек это утверждения не примет.
  • pollux67 • 25-02-2017, 17:04
    вот это животное относится к виду под названием волк, бонобо,шимпанзе и человеку понадобилось шесть миллионов лет, чтобы достичь нынешних различий между собой. все трое относятся к парвотряду "узконосые обезьяны". какие нужны доказательства, что обезьяна произошла от обезьяны?
  • SedNew • 25-02-2017, 16:45
    Возможно...
  • Евгений Медведев • 25-02-2017, 16:43
    Два с половиной часа?? Меня на столько не хватит. Вкратце, о чем там? Возможно, Библия имеет какие-то противоречия и нестыковки. Но это не исключает того, что в ней есть какая-то очень важная информация.
  • SedNew • 25-02-2017, 16:35
    https://www.youtube.com/watch?v=jXNRIeEiEUw Наслаждайся...
  • Евгений Медведев • 25-02-2017, 16:17
    А почему ты так уверен, что человек не был сотворен, а произошел от обезьяны? Где доказательства? За многие века наблюдения за природой ученые ни разу не заметили, чтобы какой-то низший вид переродился в высший, например, павиан вдруг стал гориллой. Где же доказательства, что это произошло в древности?
  • SedNew • 25-02-2017, 15:32
    Канон библейский - умник. Ты б сам почитал прежде чем кидать копированный текст. А далее, пусть так много как тебе хочется... Но все же, произошло сотворение и человек был создан по образу и подобию и вот с тех пор идет четкая хронология в библии. А там на все развитие всего 5 тыс. лет. Можешь для небольшого своего развития посмотреть диспуты профессоров, для начала. Даже ссылочку тебе поищу.
  • отверженный • 25-02-2017, 14:59
    Минерал, порода, конгломерат и т.д.
  • Евгений Медведев • 25-02-2017, 14:07
    Для начала потрудись узнать, что такое каноны. Это раз. Во-вторых, что такое "день" для бога. Это слово "йом" в оригинале. "В Священных Книгах иудеев и мусульман (Танах, Коран) используется применительно к любому промежутку времени, от мгновения до пятидесяти тысяч лет, и может поэтому соответствовать сколь угодно малому или сколь угодно большому периоду времени". https://ru.wikipedia.org/wiki/Йом
  • urtazym • 25-02-2017, 12:37
    А какой термин следовало применять чтобы избежать "неудовлетворительной" оценки?
  • urtazym • 25-02-2017, 12:25
    Спасибо. Очень познавательно. А вулканические бомбочки девонского периода в настоящее время имеются в свободном доступе в Ишкиновских горах.
  • _Местный жителЬ_ • 25-02-2017, 12:12
    ...не волнуйтесь! ГОК работает в "эконом-стиле" ! А это--на долго.....
  • SedNew • 25-02-2017, 09:16
    Максимум от аудитории - это минус под комментарий. Критики никакой, т.к. сказать нечего.
  • SedNew • 25-02-2017, 07:59
    Судя вот по таким вопросам для многих это "открытие Америки". По учению церкви от творения земли до рождества Христова прошло 5500 лет. Подсчет этот сделали по библии исходя из продолжительности жизни древних патриархов и пророков. Творение произошло за 6 дней + 1 день для отдыха.
  • RSLN • 25-02-2017, 07:55
    Человек прикололся))) С первого прочтения понятно, а вы шуток не понимаете(((
  • Евгений Медведев • 25-02-2017, 02:39
    Да ну? И ты можешь указать эти самые "каноны"? Или так, потрындеть просто? Давай ссылочку на "каноны".
  • Ништяк • 24-02-2017, 23:13
    Теперь вас точно заклюют (и меня)))). Как-то писал, повторюсь - сейчас просто модно быть верующим, а истинно верующих - единицы.
  • SedNew • 24-02-2017, 22:19
    Абсурдно получается, в России 80% назовут себя верующими, а на деле никто не верит тому, чему учит их религия.
  • алена • 24-02-2017, 20:22
    Ох, сейчас Вас Заклюют!!!
  • алена • 24-02-2017, 19:04
    Согласна. Мельчает не только наше месторождение, но и лексикон журналистов.
  • Председатель • 24-02-2017, 18:09
    И про такси это засратое угомонитесь уже в конце концов, смешно ей богу)))
  • Председатель • 24-02-2017, 18:07
    Одноклеточный умеет писать даже комментарии, чудо амеба
  • SedNew • 24-02-2017, 17:47
    Тебе, дебилок, желания нет что-то объяснять. Если б ты имел хотя б минимальный iq, то понял суть сарказма. Не обижайся, ну не дано тебе башкой работать. Продолжай таксовать
  • Ништяк • 24-02-2017, 17:36
    Куда вы уедете без денег? Квартиру здесь не продадите (будет уже никому не нужна), работу потеряете. Остается начинать копить уже сейчас и жилье приобретать уже сейчас в другом городе.
  • владимир олеандров • 24-02-2017, 17:09
    Интересное повествование.Спасибо за информацию.Побольше таких публикаций.
  • Председатель • 24-02-2017, 17:08
    Ну а что, плохо что ли? Все уедем кто куда, зато интересно будет потом приехать и посмотреть на заброшенный гай
  • Председатель • 24-02-2017, 17:06
    Похоже для этого одноклеточного будет большое открытие)
  • Председатель • 24-02-2017, 17:06
    Спустись с небес, земле 4.5 миллиардов лет
  • Председатель • 24-02-2017, 17:04
    Спасибо, интересно это все все таки
  • отверженный • 24-02-2017, 16:43
    В результате гидротермального метасоматоза. Гидротермальные месторождения создаются циркулирующими в земной коре горячими минерализованными газово-жидкими растворами + давлением.Скопление полезных ископаемых при этом возникает как вследствие отложения минеральных масс в пустотах горных пород, так и в связи с замещением последних. Наиболее типичны формы залегания для гидротермальных месторождений жилы, штоки, гнезда, штокверки, линзы, пластообразные залежи и сложные комбинированные тела.
  • отверженный • 24-02-2017, 16:16
    "Гайские камни экспонируются..." За одно слово "камни" наш препод по геологии сразу ставил двойку.
  • el koyot • 24-02-2017, 16:04
    а медь то как концентрировалась? благодаря колониям микроорганизмов?
  • Настюшечка93 • 24-02-2017, 16:00
    При чем здесь христианство? Земля существует 4,5 миллиарда лет!!! Вы в садик ходите? И в школе не учились?
  • Настюшечка93 • 24-02-2017, 15:51
    Стаья интересная очень! Если миллионы лет назад, то какие нафиг "гайчане"? Смените название статьи! мозг пудрите!
  • Пехота • 24-02-2017, 15:21
    Осталось лет 10...
  • SedNew • 24-02-2017, 15:18
    Герой из этой вот статьи https://vgae.ru/news/society/16243-o-lyubvi-k-rodine-muzhestve-i-zhizni-v-vengrii.html будет с вами категорически не согласен. Это о каких таких миллионах лет вы вещаете? По всем канонам христианства земле нашей ни много ни мало 7500 лет. А статья не плохая.
  • галина петрова • 24-02-2017, 15:18
    а когда то и у нас была выставка в музее.....интересно было...в 73-76 годах вроде..
  • Samarqand • 24-02-2017, 15:05
    Когда-то настанет время, когда всю руду выгребут, и Гай превратится в Припять...
  • Bolivar • 24-02-2017, 14:54
    Неужели на сайте интересная и познавательная статья! Только вот название странноватое
Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.