Перед зданием Новониколаевской средней школы в качестве хлеборобского символа выставлены каменные катки для обмолота пшеницы. Красивое решение!
Хотя этот символ относит нас скорее к традиционному укладу сельской жизни. Об индустриализации, о переходе оренбургского крестьянина на новые экономические рельсы в 30-х годах прошлого века лучше рассказал бы трактор… Но, увы!.. В «дикие» 90-е весь бесхозный металл с пустырей и улиц подчистили! И теперь трудно отыскать материальные свидетельства того времени, когда трактора впервые появились в деревне.
Будем довольствоваться публикациями в старых газетах.
4 июля 1925 года оренбургская газета «Смычка» писала:
«В воскресенье Оренбургское отделение Госсельсклада делало испытание вновь прибывшим тракторам «Интернациональ» с 4-х лемешным плугом Международной компании жатвенных машин. Испытание проводилось в полуверсте от Форштадта. <…> …трактор удобен и прост в управлении, так что любой из крестьян, более-менее знакомый с каким-нибудь ремеслом, может легко научиться работать на тракторе сам. При загрузке плугов на шесть вершков трактор тянул великолепно и мотор не чувствовал перегрузки».
Речь о тракторах International 15-30, впервые выпущенных в 1921 году американской фирмой International Harvester.
Фото: leanok.ru
В 1923 году этот трактор был переименован в McCormic Deering.
Именно такие трактора и тестировались в Советском Союзе в середине 30-х. Но заполнить тракторами бескрайние пространства страны оказалось непросто. 10 июля 1925 года «Смычка» сообщала:
«Сейчас в Оренбургской губернии находится всего 16 тракторов, из них работают нормально не более 5-6, а остальные стоят из-за недостатка запасных частей, тех. персонала и ремонтных средств. Такое положение дел грозит срывом тракторной кампании в нашей губернии. У крестьянина может сложиться мнение, что трактор – это пустая забава и больше ничего».
23-29 апреля 1929 года в Москве прошла XVI всесоюзная конференция ВКП(б).
Конников И. Машинно-тракторные станции преобразят лицо деревни // Cмычка, 1929. – 31 октября:
«16 партконференция, заострив внимание на реконструкции сельского хозяйства на основе применения высокой техники, указала, что первоочередной задачей является: «развитие широкой сети государственных и кооперативных машинно-тракторных станций, как одного из методов обобществления важнейших производственных процессов всей массы индивидуальных хозяйств».
Первые МТС в Оренбуржье были созданы в пяти районах.
Тракторный работник. 900 тракторов идут в Оренбургский округ // Смычка, 1929 – 12 сентября:
«В 1929-1930 году в нашем округе организуется 5 машинно-тракторных станций. План организации утвержден уже областью и центром.
К весенней посевкомпании в округ будет завезено до 900 тракторов и для управления ими потребуется до 4000 трактористов».
27 сентября 1929 года «Смычка» в статье «Трактор на полях крушит старое» рассказывает о техническом совещании работников тракторного дела при Оренбургском Окркоопхлебсоюзе:
«Совещание нашло необходимым, чтобы из завезенных в 1929-30 году в область 3500 тракторов – 1533 трактора были продвинуты в наш округ (Оренбургский округ существовал в 1928-1930 годах и входил в состав Средне-Волжской области, – Ред.). Причем 900 тракторов для машинно-тракторных станций и 633 для зерносовхозов и колхозов....
Как показал опыт, трактора «Фордзон» и марки «Ф.П.» малосильны для наших почв, а наиболее пригодным оказался «Интернациональ»…
Совещание поставило перед Облкоопхлебсоюзом вопрос о присылке в округ 70 техников тракторного дела, причем 40 человек должны быть присланы в первом квартале предстоящего хозяйственного года. Они будут использованы в качестве инструкторов на открывающихся тракторных курсах, затем в этом же квартале необходимо прислать в округ 8 инженеров-механиков…»
А в октябре 1929 названы районы Оренбуржья, где возникнут МТС.
Эльман А. Пять машинно-тракторных станций будут оборудованы в округе в текущем хозяйственном году // Смычка, 1929 – 3 октября:
«Машинно-тракторная станция – это центр сосредоточения тракторов с прицепным к ним инвентарем и технического оборудования (механической тракторной ремонтной мастерской), необходимого для производственного обслуживания окружающего сельского хозяйства на площади 50-60 тыс. гектар пашни… Каждое село получит от МТС то количество тракторов, которое обеспечит своевременное проведение всех работ…
Из 100 машинно-тракторных станций, которые будут построены в 1930 году в СССР, в нашем округе намечено построить пять: в Гамалеевке (Сорочинского района), Переволоцком (Покровского района) , Каргала (Оренбургского района) , Саракташе (Петровского района) и Саре (Новопокровского). В 1930 году МТС будут строиться только на станциях железных дорог.
Каждая станция на первых порах своего развития примерно в феврале-марте 1930 года получит по 50 тракторов системы «Интернационал» 10-20 л.с. Тракторы уже заказаны в Америке, в ноябре начинается отгрузка их, уже зафрахтованы пароходы для перевозки их из Америки в Новороссийский порт».
Почти одновременно формировалось в стране собственное тракторное производство.
После удачного завершения испытаний американских тракторов был приобретен в США (тогда это называлось САСШ) проект тракторного завода и силами отечественных строителей и инженеров воплощен в Сталинградском (1930), Харьковском (1931) и Челябинском (1933) тракторных заводах.
«Два из трех <заводов> начали с выпуска трактора 15/30 - бывшего американца McCormick-Deering», – сообщает журнал «Русский техник».
фото: leanok.ru
Эту технику уже ждали на Машинно-тракторных станциях, которые одна за одной возникают в СССР с 1928 (и действуют вплоть до 1958 года).
Желание устроить крестьянскую жизнь по единому лекалу было так велико, что во многих уголках страны начались «левые перегибы». В том числе, и в нашем районе (тогда это был Орский район):
В Орском районе левые загибы имеют еще место // Оренбургская коммуна. Оренбург, 1930. – 23 июля:
«Тракторами и сельскохозяйственными машинами Орский район снабжен в достаточном количестве. Однако размеры посевов этого года и ожидаемый урожай потребуют полной мобилизации и стопроцентного использования всего имеющегося сельхозинвентаря. Между тем, добрая половина этого инвентаря требует капитального ремонта, а в среднем и текущем ремонте нуждается чуть ли не весь инвентарь…
Большие неполадки и ухабы в подготовке к уборочной кампании создает также неурегулированность взаимоотношений между колхозами и единоличниками.
В пос. Калпацке правление колхоза вместо того чтобы договориться с единоличниками об организации взаимопомощи, заключив с ними договора на недостающие колхозу уборочные машины, ведут подготовку к… мобилизации инвентаря у единоличников. Обходят дворы, учитывают и даже отбирают машины. В результат такого головотяпства единоличники отказываются ремонтировать свой инвентарь, а некоторые даже разбирают машины на части и складывают их в амбары.
В Софийске решили отобрать инвентарь у вышедших весной из колхоза. В Ново-Никольске колхоз имеет избыток машин, но единоличникам не дали для уборки ни одной машины».
Фрагмент публикации
Деревня, перед лицом всех этих левых загибов, ожесточалась.
Убит тракторист комсомолец Леонов // Оренбургская коммуна. Оренбург, 1930. – 12 июля:
Вот в таких условиях 2 января 1931 года открылась Новониколаевская МТС.
Окончание следует: здесь.
Видеопубликация: Эйно Антилла