Оно утреннее. И в том смысле, что приготовленный из его корней напиток – лучший спутник утреннего пробуждения. И в том смысле, что вечером растение… исчезает. Его светло-синие цветки «схлопываются», втягиваются в корзинку – и растение становится незаметным. Зато утром, чуть свет, едва солнечные лучи показались из-за горизонта, цветок вновь проявляется на пустырях, запущенных газонах, вдоль растрескавшихся деревянных заборов. Утренний свет со своим особым наклоном лучей бережно омывает каждую травинку-«цикоринку», пронизывает каждый лепесток… И ровное голубое сияние, исходящее от самой земли, радует первых утренних пешеходов.
Цикорий – утренний цветок. Он показывается нам в тот миг, когда долгий летний день еще в самом начале, когда у нас еще полным-полно душевных и физических сил. И поэтому один вид этого цветка рождает отличное настроение. Почему? Да потому что в нашем сознании цикорий и утро накрепко связаны. В нашей памяти легко отыщется яркая картинка цветущего цикория – и всегда с ней будет соединено одно и то же: лето, утренний восход, полнота душевных сил и много-много надежд на новый, разворачивающийся впереди день. В НЛП, в одной из техник созидающего самовнушения, такой возврат к желаемому психологическому состоянию называется «якорем»… Яркий образ голубого цветка стимулирует мысленное возвращение к той жизненной точке, в которой нам когда-то было по-утреннему хорошо и куда вновь и вновь хочется возвращаться.
Здесь бы еще сказать, когда раскрываются бутоны цикория. И когда закрываются… Но, увы, информация в научной литературе разнится. Дело в том, что для ботаника Карла Линнея, который изучал «цветочные часы», четыре часа утра – это одно время… А четыре утра для гайчанина, выгуливающего собаку, – совсем другое… Введение регионального времени, череда переходов на летнее время и обратно полностью запутали картину «цветочных часов»… Цикорий ведь не подчинялся «временным» указам Медведева. Он цветет себе так, как считает нужным. Поэтому надо заново изучать работу «цветочных часов» цикория и других уральских растений, напрямую подчиненных солнцу. Надо подниматься чуть свет, фиксировать час, в котором полыхнет голубым цветом округа, потом ждать цветочного «отключения»… Хорошее занятие для юных натуралистов! По крайней мере, запомнится на всю жизнь. И послужит тем «якорем», который никому и никогда не даст сорваться в бездны отчаяния и смертельной усталости в конце долгого дня, долгой-долгой жизни.
Вот такой он, цикорий. Цветок утренней бодрости. Цветок юности, наполненной самыми смелыми надеждами.