Если подняться на отвал отработанного карьера Гайского ГОКа, здесь контраст еще разительнее. Высохший ковер высотного плоскогорья, а на нем – неувядающий хартолепис.
Хартолепис – галофит, способен расти на засоленой почве. Его строение, механизмы защиты хорошо изучены (в первую очередь, фармакологами, видящими в хартолеписе ценное сырье). Обращается внимание на толстые стенки клеток, из которых состоит кожица верхней и нижние стороны листа. Это только малая часть защиты от солей, засухи, неплодородности почвы.
Зеленая окраска листьев хартолеписа и других галофитов – важный маркер степени засоленности почвы. «При умеренном засолении, – сообщает В. Артамонов в книге «Зеленые оракулы», – галофиты имеют интенсивно-зеленую окраску. Если же солей в почве много, то они, выделяясь на поверхности галофитов, придают им серо-синеватую или сизую окраску. Растения солончаков при недостатке влаги приобретают оранжево-красный цвет, что является важным диагностическим признаком для опознания засоленных участков с самолета при аэровизуальных наблюдениях».
Многие ругают степную осень за ее неприглядную выжженность. Напрасно. Как и ранней весной, когда вспыхивают в степи синие, фиолетовые, лимонные первоцветы, осенью степь тоже дарит нам яркий цветовой импульс: хартолепис!
Его темно-зеленые листья и ярко-желтые цветы способны сделать нашу осень сдержанно поэтической и вполне конкурентной среди других красивых уголков природного мира.
Еще о хартолеписе:
«Скажи, крылатый Хартолепис!..»