Моё знакомство с Сериком Кибашевичем произошло более 20 лет н, когда он пришёл к нам в клуб каратэ Кёкусинкай Дворца спорта ГОКа, фотографировать победителей соревнований по каратэ. Тем более было приятно узнать, что армейская служба Серика проходила в городе моего детства — Термезе, Узбекской ССР. Как рассказывает Серик Кибашевич, ещё в школьные годы он получил очень хорошую спортивную и физическую подготовку к армии: к восемнадцати годам он уже имел звание кандидата в мастера спорта по борьбе дзю-до, был активным участником военно-патриотического клуба.
- У нас в городе Джетыгара был замечательный военно-патриотический клуб «Ровесник» при центре комсомольской молодёжи городского отдела образования. «Ровесник» посещали юноши от 14 до 18 лет, преподавали нам такие военные дисциплины, как рукопашный бой, стрельба из стрелкового оружия, прыжки с парашютом, радиодело и тактику. Педагоги были очень сильными, например, только по разным видам единоборств было три тренера, а всего занимающихся в центре курсантов было около 120 человек. В конце каждого учебного года, после серьёзной подготовки и прыжков с учебной вышки Проничева, мы прыгали с парашютом уже с самолёта. Так что в армию я пошёл подготовленным человеком.
Как и многие мои ровесники в то время, я очень хотел попасть служить в Афганистан. К сожалению, уже тогда полным ходом шёл вывод советских войск, надо было торопиться. Мой призыв был весной и на сборном пункте, посмотрев мои характеристики и достижения, предложили осенью пойти в десантные войска в разведбат. Но я выбрал службу и меня, в составе ещё девяноста призывников из Казахстана, направили в учебку в Туркмению. Там я прошёл отбор в первую показательную роту танковых войск, в которой нас готовили в качестве командиров танка специально для военных действий на территории Афганистана. Именно поэтому свою службу я не могу назвать лёгкой.
Можно понять героя нашего повествования, который юношей попал в суровые условия среднеазиатского субтропического климата, где первый раз увидел пустыню, верблюдов, местных жителей туркмен и их кишлаки. А ведь предстояло ещё отрабатывать на время навыки покидания машины и готовности к бою, бегать при полной выкладке три километра, носить сорокакилограммовые снаряды от танкового орудия, закреплять другие тактические приёмы. Зато дни службы в учебной части не прошли даром: по её окончании военнослужащие получили сержантские звания, большие умения, знания и закреплённые навыки.
Далее служба проходила в Узбекистане, в городе Термез. Город находился на самой границе с Афганистаном, на реке Амударье, поэтому в нём дислоцировалась целая дивизия советских войск: в её составе были артиллеристы, танкисты, пограничники, речная пограничная флотилия, мотострелковые части.
- В Термезе, в танковом полку, от нас, как от командиров танка, требовали не только знаний технической части танка, умения вождения боевой машины, но и умения командовать экипажем, своими подчинёнными. Потенциал, полученный в учебном подразделении, несомненно пригодился в дальнейшей службе. Так, в командно-штабных учениях, в котором принимало участие 24 танковых экипажа, экипаж танка под моим командованием, вышел победителем с лучшим результатом.
Термез — город (в то время)чуть больше Гая, имел уже двухтысячелетнюю историю, свои архитектурные памятники и памятники культуры, традиции и устоявшийся быт. Всё удивляло молодых солдат: и обилие свешивающегося над тротуарами винограда и восточные базары, чайханы на каждом углу, неведомые восточные лакомства и экзотические фрукты.
- Я только в Узбекистане узнал, что есть около сорока видов халвы, там я первый раз увидел, как растёт гранат, впервые попробовал на вкус сушёную дыню в косичках, финики и многое другое. Зато довелось пострелять из многих видов оружия, даже из тех, которые уже давно сняты с вооружения. Так как афганские «душманы» были вооружены разнородным оружием, в основном советского производства, стрельбе из такого оружия обучали и нас. Известно, что популярностью у «душманов» пользовался не только автомат Калашникова, но и советский ППШ, крупнокалиберный пулемёт ДШК. Мы проходили стрельбы из КПВ, пистолета Стечкина, из «Нагана», стреляли из счетверённой «Шилки» и ДШК и многих других видов оружия. Но самое главное для нас — это танк, умение вести бой, стрелять из его орудия, поражать цели и выживать. Думаю, главный урок, который я получил на службе в армии — это умение быть сильным и умение выживать, применять все свои знания в боевых условиях. Весь свой армейский опыт, мы, люди старшего поколения, стараемся передавать нашей молодёжи и подрастающему поколению, тем, кому ещё предстоит защищать рубежи нашей Родины.
Автор: И. Каюмов. Фото из архива Серика Истлеуова.