Оренбургский археолог В. Ткачев несколько лет назад во время раскопок Ишкиновки-III обнаружил необычное захоронение алакульской культуры (XVIII-XII вв. до нашей эры), «нетривиальный погребально-культовый комплекс». В одной из могильных ям археологи увидели каменное антропоморфное изваяние. Как оно там оказалось? Одно из объяснений: это символическая замена погибшего горняка, тело которого не смогли разыскать. «Не является ли погребение кенотафом архаического лидера, возглавлявшего производственную структуру ишкининских горняков, тело которого было утрачено, например, в результате несчастного случая с трагическими последствиями в ходе горных работ?». В пользу такой версии, по мнению В. Ткачева, говорит наличие в погребении орудий, связанных с горно-металлургическим производством.
– Александр, добрый день! Есть вопрос... Вот эта фигура при впадении Жериклинского ручья в Сухую Губерлю имеет отношение к некрополю Ишкиновка-III? Это та самая фигура, которую В.Ткачев описывал как кенотаф, замену реального захоронения?
– Здравствуйте! Нет, этот менгир скорее всего связан с могильником Ишкиновка-I, он расположен напротив. Менгир с могильника Ишкиновка-III был вывезен в Орск, долгое время лежал позади главного корпуса ОГТИ, сейчас о его судьбе ничего не могу сказать.
– А история этого менгира, возле Ишкиновки-I, кем-то описана? Может, В.Ткачевым?
– Нет, это объект не публиковался. В конце 1990-х его вкопали на нынешнее место рыбаки. До этого он лежал где-то поблизости. Поэтому без археологического контекста сложно определить его хронологию.
– Но можно предположить, что он имеет отношение к ишкининской палеопопуляции? («Палеопопуляция» – этот термин можно употребить в данном контексте?).
Что читать:
Ткачев В.В. Погребально-культовый комплекс алакульской культуры в Восточном Оренбуржье // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. Т.49, №1.
Фомичев А.В. Металлопроизводство населения алакульской культуры позднего бронзового века в пределах Уральской горно-металлургической области. – Режим доступа: здесь.
О результатах радиоуглеродного датирования погребенных почв из-под отвалов горных выработок древнего рудника на площади Ишкининского кобальт-медно-колчеданного месторождения см. Ткачев В. Ишкининский горнорудный комплекс эпохи бронзы на Южном Урале в контексте радиоуглеродного датирования // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Т. 47, № 3:
«Установлено, что начальный этап функционирования рудника (2200-1840 гг. до н.э.) связан с синташтинской культурой. Большинство геоархеологических производственных объектов Ишкининского горнорудного комплекса датируется в пределах 1780–1130 гг. до н.э. и относится ко времени существования поселения и могильников кожумбердынской культурной группы алакульской линии развития».