Вопрос возможного объединения Гая и сельских поселений Гайского района в одно муниципальное образование в последние дни стал самым острым, отодвинув на задний план все другие проблемы, которых, в период подготовки городских объектов к зиме, немало. В ходе обсуждения этого вопроса и в моём блоге, и при личных встречах многие просили определить официальную позицию администрации.
Такой возможности не было, поскольку не было каких-либо конкретных, документально оформленных предложений. И вот 12 сентября поступило соответствующее постановление
Правительства области № 767-пп от 10.09.2012 года «О выдвижении инициативы о преобразовании муниципальных образований путем объединения сельских поселений Гайского района с городским округом Гай», а в газете «Оренбуржье» за 7 сентября 2012 года мы смогли прочитать и позицию председателя городского Совета депутатов А.Е. Батина, где он прямо говорит о поддержке этой инициативы: «Мы, как депутаты, должны оказывать поселениям Гайского района содействие при включении их в городской округ».
Теперь и я вправе обнародовать свою позицию. Обсуждаемый вопрос имеет несколько аспектов: экономический, юридический и нравственный.
Начнём с первого. Просчитать все «плюсы» и «минусы» можно только с учётом данных об экономическом, финансовом и социальном положении в Гайском районе. На сегодня мы таковыми не располагаем, а потому, с нашей точки зрения, первым шагом должен быть проведён подробный анализ и на основе его сделан вывод о целесообразности или нецелесообразности предполагаемой реформы, чего не произошло.
Мы пока экономической выгоды для нашего муниципального образования не видим, поскольку наблюдаем, что болевых точек и узких мест у наших соседей, пожалуй, больше, чем у нас. Кроме того, очевидно, что любое реформирование требует немалых затрат и вряд ли их покроет возможное сокращение расходов на управление (к слову сказать, соотношение расходов на эту статью к доходам бюджета за 2011 год в Гае одно из самых низких в области – 3,7 процента).
Немало сомнений и по второму аспекту – соответствие предлагаемого проекта федеральному законодательству (а предлагается проведение процедуры присоединения путём принятия решения представительными органами местного самоуправления, по сути – без учёта мнения населения).
Считаю это неправомочным, и здесь моя точка зрения и точка зрения юридической службы администрации совпадает с позицией других официальных лиц и структур.
Так, с просьбой провести проверку соблюдения законности о выдвижении инициативы Губернатором Оренбургской области Бергом Ю.А. о преобразовании путем объединения сельских поселений, входящих в муниципальный район (Гайский район) с городским округом «город Гай» к прокурору Оренбургской области И.В. Ткачеву и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обратился депутат Законодательного Собрания Оренбургской области В.И Фролов. В обращении, в частности говорится: «…Возможности объединения муниципального района с городским округом Федеральный закон не предусматривает. … Признать городской округ (поселение) «город Гай» и сельские поселения Гайского муниципального района – исторически сложившимися землями населенных пунктов, находящихся на расстоянии десятки километров, никак не представляется возможным. … Если принять концепцию инициативы Губернатора области Берга Ю.А., выраженную в постановлении Правительства области №767-п от 10.09.2012 года, то возникает абсурдная по логике и по закону ситуация, когда городской округ будет состоять из сельских территорий…».
Ранее В.И.Фролов обратился и к Губернатору - Председателю Правительства Оренбургской области Ю.А. Бергу: «В связи с проводимой кампанией со стороны должностных лиц Правительства Оренбургской области по объединению городских округов города Гая и города Сорочинска с муниципальными районами «Гайский район, «Сорочинский район», прошу Вас отозвать свое поручение о проведении данной работы аппаратом Губернатора и Правительства области».
Кроме того, есть разъяснения Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, информация о необходимости соблюдения закона при преобразовании муниципальных образований и.о. прокурора области А.В.Волкова, направленная в областное Законодательное Собрание где сказано: «С учетом изложенного, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству».
Надо отметить, что 31 августа на заседании президиума Совета Ассоциации муниципальных образований Оренбургской области в городе Соль-Илецке присутствующая на нем председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления О.А. Мотякова в ответе на наши вопросы ясно дала ответ о недопустимости объединения городского округа и муниципального района в границах муниципального района.
В общем, и этот аспект предлагаемой инициативы весьма небесспорный. Ну, и что касается нравственной, моральной стороны проблемы, здесь у меня нет никаких сомнений, моя позиция однозначна: не может быть принято столь важное решение без учёта мнения горожан, только вам, уважаемые гайчане, дано право решать свою судьбу.
На прошлых выборах за мою кандидатуру проголосовало 7665 человек - 23,2 процента гайчан, имеющих избирательное право (всего 33011 человек), за всех депутатов городского Совета - 6106 человек или 18,5 процента. Так имеем ли мы моральное право говорить от имени всех жителей города. Я считаю – нет, как полагают депутаты – это дело их совести.
Мы проводим опрос жителей города, чтобы выяснить, считают ли они необходимым при принятии решения об объединении проведения референдума, как это предусмотрено и федеральным законодательством, и уставом нашего города. На 14 сентября из 3957 опрошенных горожан - большинство, 3705 человек, высказались за всенародное голосование.
Здесь наши позиции совпадают полностью.
Считаю необходимым сказать ещё об одном. Для меня вопрос о том, будут проводиться досрочные выборы или нет, по сути, непринципиален. Главное не в том, кто сохранит своё «кресло», а кто нет, а в том, что ждёт наш город в будущем.
У нас был разработан чёткий план работы на пять лет, и он неукоснительно выполняется, в этом может убедиться любой, поскольку моя предвыборная программа находится в открытом доступе на Интернет-сайте администрации. Если примете решение о необходимости смены руководства исполнительной власти, я приму это решение. Но, повторяю, это должна быть воля всех жителей, а не нескольких человек, которым лично я, как гайчанин, как избиратель, таких полномочий не давал.
Если уж говорить о том, что мы живём в условиях демократии, то давайте следовать самому понятию «демократия», которое означает власть народа.
Это моя позиция, с которой я выступаю открыто и честно.
С уважением, Глава города Гая Н.Ф. Иванов.