«Столица деревень» – не только Москва. Про Гай можно сказать то же самое, имея в виду, что в качестве перспективного города он когда-то вбирал, втягивал в себя жителей окрестных сёл, деревень Восточного Оренбуржья. Гай – содружество небольших сельских землячеств. Люди из одной деревни, из одного сельсовета до сих пор поддерживают отношения, встречаются, обмениваются новостями о своих земляках, вспоминают свои родные деревни. Одним словом, представляют из себя то, что как раз и именуется тёплым словом «землячество». Наш сайт начинает рассказ о землячествах Гайского городского округа.
Первое повествование – о выходцах из татарской деревни Ишаново Кувандыкского района. По одному из изустных преданий деревня изначально была населена «каргалинскими татарами из-под Казани». Жили здесь и башкиры.
Ишан – духовный титул в исламе. Вполне возможно, что именно ишан, духовный наставник мусульман, обосновался здесь когда-то. Природа на слиянии двух рек – Мрязоургана и Губерли – величава и неотразимо красива.
Затоны, перекаты, как четки перебирающие волну за волной, древние скалы, нависающие над миром – все это располагало и располагает к созерцательному уединение, к размышлениям о смысле земного существования.
В советские времена жители села Ишаново внесли свой значительный вклад в индустриализацию страны. Неподалеку от Ишаново была открыта шахта по добыче талька.
Во время войны ишановские мужчины все, как один, выступили на защиту Отечества, на защиту России.
Деревни этой сегодня нет. Но память о ней жива.
24 июня, спустя пару дне после очередной годовщины начала Великой Отечественной войны, на родных развалинах собрались бывшие жители Ишаново и потомки тех, кто здесь когда-то родился и рос. Люди приехали из Орска, Новотроицка, Гая и других уголков России. Повод для встречи земляков значим – открытие памятной стелы с именами ишановцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Райля Мухамедовна Исимбаева (в девич. Ильясова), санитарка лаборатории БК №1, г. Гай:
– В Ишаново у меня жили дедушка, бабушка. Родители здесь выросли. Родители постоянно привозили меня сюда. Здесь мы играли с другими детьми. За ягодами ходили. Сейчас я стараюсь приезжать сюда хоть раз в год – пообщаться с земляками. В этом году открыли памятник ишановцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. В списке фамилий на памятнике – фамилия моего дяди: Ильясов. Инициатива собрать народные средства на этот памятник и открыть его принадлежит Хамдии Ашуровой (Зайнагабдиновой).
Фуат Фазильянович Булатов, 1933 года рождения:
– Я родился в Ишаново и жил здесь до армии. Вон там, третий фундамент от края… Деревня была не очень большой. Домов тридцать пять. Дома стояли в два ряда – вдоль реки. Отец мой – Фазильян – работал здесь на тальковой шахте десятником (это как бригадир). Началась война – он ушёл на фронт, погиб там. Во время войны люди очень поддерживали друг друга, относились друг к другу отлично. Последний кусок делили с земляками. Сейчас я среди ишановцев самый старший по возрасту. У меня четыре сына. Они тоже приезжают сюда.
Римма Мирсаитова:
– Лучше всего помню речку. Я жила почти у реки. Через Мряску ходили в горы. На лыжах оттуда катались. По весне Мряска разливалась. Молодёжь постарше поджигали вечером клочки сена и бросали в реку. И горящее сено плыло по бурной реке. Это было очень красиво. Она всегда была красива, наша речка. Зимой я всматривалась в её лед, рассматривала там застывшие пузырёчки воздуха. Один дед был, Исхак-бабай, он плёл морды. И ишановцы забрасывали в речку эти морды – рыбу ловили.
Хамзия Рашидовна Ашурова (Зайнагабдинова), пенсионер МВД, руководитель инициативной группы по увековечиванию памяти земляков-участников Великой Отечественной войны:
– Идея этого памятника появилась еще в 90-е. Один из первых о памятнике в Ишаново заговорил мой двоюродный брат Риф Фаизович Булатов, сын батальонного комиссара. Он очень мечтал увековечить память отца. К сожалению, не дождался сегодняшнего дня. А я продолжила его инициативу. Съездила в военкомат, составила все списки. Установила, кто где похоронен из погибших фронтовиков. Кинула клич по родственникам и знакомым. Потом начали собирать деньги на памятник. Сначала хотели сделать большую стелу, но денег не хватило. И тогда я заказала вот эту чёрную мраморную плиту. И всё думала, как же она будет выглядеть – одна плита. И во сне мне приснилось, будто кто-то мне подсказывает: ты для этой плиты сделай обрамление из звезды.
– Я так и сделала… Земляки помогли мне, мои родственники, товарищи, друзья. Мне Ишаново дорого. Я здесь закончила четыре класса. Когда Хрущёв начал укрупнять колхозы, здесь закрыли школу, магазин, работы не стало – люди разъехались отсюда. Мы были вынуждены переехать в Подлесное. Но Ишаново навсегда с нами. Ох, эта речка!.. Она наша кормилица! Только начиналась весна – начиналась рыбалка. Братья и отцы рыбу ловили удочками, мордами. А мы – марлей. Тогда, как в шутку говорят, и вода мокрее была!
Во время открытия памятника Римма Мирсаитова прочитала свои стихи. Они были о родине, которую когда-то защищали от фашизма её земляки. И были в этих стихах строчки о любимой речке детства:
– Текла речушка Мряска, как помню – говорю,
И звонким перекатом впадала в Губерлю…
Теперь она в сердце каждого ишановца – эта игривая горная речушка, помнящая суровые годы Великой Отечественной…