На месте трагедии
Что-то мы делали не так, если рядом, почти на наших глазах, погибли два славных парня... Трагедия выявила (вновь!) какие-то критические изъяны в нашем общежитии. И каждый из нас, наверное, без труда обнаружит в случившемся частицу и своей вины…
Кто-то, возможно, вовремя не проконтролировал изменчивое состояние бортов отвала, не поставил там предупредительных знаков, полагая, что и так всем всё известно (дождёмся завершение расследования)… Кто-то не напомнил ребятам, как коварен на склонах снег, отяжелевший в неожиданную оттепель… Кто-то не оградил поселковые улицы от промышленной зоны… Кто-то в нужный момент не отправился с мальчишками в поход, чтобы исподволь приглядеться к ним, скорректировать поведение в экстремальных условиях… Кто-то нагородил такое безумное количество инструкций для организации походов и поездок, что мало какой здравомыслящий социализатор рискнет теперь по доброй воле подойти с рюкзаком к детям… Кто-то проехал по дороге, мимо того злосчастного отвала, и, видя карабкающихся по опасному склону ребят – даже не притормозил… Кто-то не додумал, а чем заняться калиновским подросткам в свободное от школы время?
Поселок неподалеку от города – в «глухой зоне»… Считается, раз город и все его блага рядом – этого достаточно… Нет смысла развивать собственные культурно-спортивные объекты… Так не только в Калиновке, так во многих поселках, расположенных под боком даже у крупных столиц… И под Екатеринбургом, и под Самарой, и в Подмосковье в некоторых населенных пунктах тоже так. Но нашим подросткам от этого не легче. В Гай не наездишься. А хочется, выйдя из дома, побегать, попрыгать, поиграть в хоккей (футбол) на современном поле… В каждом посёлке у подростка должен быть свой «угол», своё место для встреч, для занятий спортом, просто для общения…Тогда меньше будет тянуть к опасностям. В Калиновке, со всех сторон окруженной промышленными объектами, это особенно актуально.
Кажется, совсем недавно мы транслировали через наш сайт крик о помощи: калиновские мальчишки просили, чтобы взрослые привели в порядок их спортивные площадки, помогли доделать футбольное поле, перенесли турник – из болота в сухое место…
Штанги из шпал, под турником – канализация…
Борис и Матвей были среди тех, кто просил о помощи. Вместе со старшими друзьями они устроили нам экскурсию по такой родной, но такой неспортивной Калиновке. И с горечью рассказывали про разруху на спортивно-игровой площадке...
Это фрагмент беседы с одним из погибших мальчиков. Интервью записано в июле 2018 года. Матвею тогда не было еще и двенадцати.
Кто-то откликнулся на просьбу детей? Никто! Как-то изменилась ситуация после публикации? Никак не изменилась.
Это тоже вина взрослых. Тех, кто планирует развитие спортивной инфраструктуры. Тех, что контролирует состояние спортивной и культурной жизни в населенных пунктах городского округа. Спортплощадки – не панацея, их наличие еще не гарантия от неприятностей и бед, связанных с бурной социализацией юных людей… Исследовательский характер этого возраста превращает молодость в опасный этап жизни. Но спорт, физические упражнения, игры на свежем воздухе способны значительно снизить все неприятности «переходного» периода. Ребята сами об этом догадывались, они просили им помочь…
«Хочется, чтобы появились нормальные дорожки для велосипедистов!... – мечтал Матвей. – Хочется нового настоящего футбольного поля! Хочется игровой площадки!..». Прости, Матвей! Прости, Борис! Простите, мальчишки, что мы так и не добились, чтобы ваша скромная, вполне обоснованная просьба была не только услышана, но и исполнена.
А еще простите, что это мы, взрослые, смирились с тем, что муниципальные чиновники нанимаются, а не выбираются, и чиновничество стало практически неподотчётно рядовым гражданам… Это мы виноваты, что за полтора года после интервью и публикации на сайте вам так никто и не помог. Это мы, взрослые, не отстояли ваше право быть услышанными.
А футбольное поле, о котором мечтали Борис и Матвей, вот оно… Занесённое снегом. Пустынное и безжизненное… В двух шагах, через дорогу, от места трагедии.