15.04.2018, 18:00     4 563

«Кто вам дает медь? Я хочу привлечь к суду, как растратчика»

В списке литературы, связанной с историей Гая, книг и газетно-журнальных публикаций немало. Но, пожалуй, наиболее дорогое там все, что относится к самому первому периоду: конец 50-х — начало 60-х. 

Октябрьский номер «Уральского следопыта» за 1961 год посвящен космосу.  

«Кто вам дает медь? Я хочу привлечь как растратчика».

Журналы тогда делались по полгода — и полет Гагарина «оперативно» попал только в октябрьскую книжку. А большая часть журнальных статей и репортажей была посвящена другому прорыву: стройкам и социально-экономическим проектам Восточного Оренбуржья.  

Станция Шильда, принимающая грузы для целинников… Адамовский район… Буруктальское месторождение никеля… Город Светлый… И конечно, Гай. 

«Кто вам дает медь? Я хочу привлечь как растратчика».

Про Гай написала Белла Абрамовна Дижур. Она в то время много публиковалась в прессе, была автором научно-популярных книжек для детей. Жила и работала в Екатеринбурге. Но большую известность снискал её сын —  скульптор Эрнст Неизвестный.  Он прошел все тяготы войны, вернулся с фронта с тяжёлыми ранениями. Потом получил образование в Московском художественном институте им. В. А. Сурикова и в МГУ, на философском факультете. В 60-е он был  модным автором, наследующим приемы авангарда. В декабре 1962 года произошло памятное для творческой интеллигенции событие: Хрущёв в пух и прах разнес работы участников выставки  Московского отделения Союза художников СССР «Новая реальность». Среди прочих досталось и Неизвестному. 


«Где вы медь берете? — вопрошал его глава государства, рассматривая пространственную арт-композицию из металла. —  Кто вам дает медь? Я хочу привлечь к суду, как растратчика».


Забегая вперед, скажем, что история всё расставила по местам: именно Эрнсту Неизвестному родственники Хрущева заказали памятник на могилу Никиты Сергеевича на Новодевичьем кладбище. Бронзовая голова вождя в окружении светлых и темных мраморных плит, символизирующих контраст в личности Хрущева, — таким получился надгробный памятник 

Но это все впереди. А пока летят над бедовой головой молодого скульптора волюнтаристские вопросы: «Кто вам дает медь? Я хочу привлечь к суду, как растратчика».

Вот такая история приключится с сыном Беллы Абрамовны в 1962 году. Но вернемся снова в 1961 год и послушаем саму Беллу Дижур. Она на страницах журнала вспоминает, как ездила  в Гай узнать, «где медь берется».  Повод для воспоминаний: журнал решил напечатать репортажные рисунки свердловского графика Михаила Еремеевича Заводчикова; искушённым любителям  книги он известен по иллюстрациям к романам Дм. Мамина-Сибиряка.  Михаилу Заводчикову  в 1961 исполнилось 33 года. И как комментарий к его  работам  журнал опубликовал  текст Беллы Дижур. 

«Я смотрю на рисунки, изображающие жителей Гая то у машины со свежими помидорами, — писала Белла Дижур, — то умывающихся у огромного бака, и думаю: нет ли среди них Вани Самойлова?.. Это водитель самосвала, на котором я приехала в Гай. Серьезный девятнадцатилетний человек высоченного роста, с рыжим чубчиком и большими руками профессионального боксера, он неохотно посадил меня в свою кабину. Позднее мы стали друзьями. Ваня водил меня по палаточному городку, угощал холодной газированной водой и отчаянно хвастался электрификацией городка».  

«Кто вам дает медь? Я хочу привлечь как растратчика».

Рисунки Заводчикова  вполне традиционны, тем более что   различного рода худсоветы и выставкомы зорко бдели, чтобы никакая авангардистская «скверна» не касалась «святых» для отечественной экономики тем: комсомольские стройки, энтузиазм молодых, который помогает пробиваться через бытовые трудности — в светлую даль… 

Но у искусства, как у магического кристалла, есть одно свойство: оно высвечивает глубину и суть — вне зависимости от того, традиционное или авангардное. Было бы искренним и честным! 

А ни Михаилу Заводчикову, ни Белле Дижур в честности и  искренности не откажешь. Поэтому и дороги нам эти художественные свидетельства нашей истории…


…Главных действующих лиц этого исторического сюжета уже нет в живых. В 1992 году не стало графика Михаила Заводчикова. Память о нем бережно хранится в детско-художественной  школе №1 Екатеринбурга. Эрнст Неизвестный, не выдержав официозного прессинга, в 1976 году уехал в Нью-Йорк. Хотя связь с родиной не терял. Еще в 2015 году руководство «Артека» вело с мастером переговоры о реконструкции его скульптурной композиции «Дружба детей мира». 

«Кто вам дает медь? Я хочу привлечь как растратчика».

Но в 2016 году скульптор умер. Сейчас в Екатеринбурге открыт музей Эрнста Неизвестного. Белла  Абрамовна, которой в свое время с трудом удалось уехать к сыну в Америку, дожила до 103 лет. Она умерла в 2006 году, на десять лет раньше сына. 

Белла Абрамовна беспокоилась в 1961 году, глядя на гайские отвалы: 

«Ребятишки будут взбираться на вершины этих гор, рвать цветы и плести из них венки. И если им никто не расскажет, они и догадаться не смогут, что все это — город,  выросший, словно мираж, в древней степи, тенистый парк и холмы, покрытые травой, —  следы великой семилетки, шагавшей по стране и менявшей ее облик». 

Как мы не расскажем об этом? О следах великой семилетки? Конечно, расскажем. 


Комментарии [Отключить]

  • urtazym • 18-04-2018, 00:56
    Видимо, так оно и есть. Но мечта и через 50 лет осталась мечтой.
  • _Местный жителЬ_ • 17-04-2018, 23:27
    скорее, речь идёт о Парке за "Юностью"...с начала там начинали....
  • yuri_sh • 17-04-2018, 09:11
    Там можно снимать нового "Сталкера".
  • d00r • 17-04-2018, 03:22
    "Это водитель самосвала, на котором я приехала в Гай." На водителе, или на самосвале? http://lectmania.ru/2x2c70.html почитайте это, люди, откройте глаза.
  • urtazym • 17-04-2018, 01:03
    А вообще-то отвалы - это отдельная тема. Это затерянный мир с долинами смерти, плоскогорьями и мертвыми морями. Биота пытается освоить эти пространства, но борьба идет с переменным успехом.
  • yuri_sh • 16-04-2018, 13:07
    Да, со временем текст получился печальным - как любое свидетельство чьей-то разрушенной (или ставшей обыденностью) мечты.
  • urtazym • 16-04-2018, 13:01
    Особенно резанули, почему-то, слова о городском парке. Видимо не в каждой косточке можно увидеть и унюхать.
Комментарии для сайта Cackle

Рекомендации

Яндекс.Метрика
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.