Можно внимательно рассмотреть и то, что росло прямо в воде.
Одно из таких растений-гидрофитов – рогоз широколистный.
Вот он… Или она?..
Дело в том, что на одном растении можно встретить и женские, и мужские цветки. Их соцветия напоминают початки с острым навершием. На фотографии острые светлые «наконечники» такого початка – это и есть остатки засохших мужских тычинок. Они свое дело уже сделали.
А вот нижняя коричневая часть – женская – в стадии созревания. Под бархатистой поверхностью, образованной выступающими рыльцами и прицветниками, идет созревание плодов. Еще немного – и початок лопнет, раскрывая светло-серебристое нутро. Это заблестят на солнце длинные волоски «летучек». Дунет ветер – и «летучки», словно парашютики, взмоют в воздух, унося под собой плоды.
Покружив в воздухе, парашютики упадут в воду. И несколько дней будут держаться на поверхности. Это нужно плодам с заключенными в них семенами для того, чтобы отплыть от материнского растения подальше. Дня через три-четыре плоды рогоза опустятся на дно, где раскроются, освобождая семена.
Подождите, скажите вы, какая вода, какое течение? Елшанка же пересохла!
А на этот случай часть «парашютов» так и останется в початке в упакованном состоянии, словно кто-то успел скомандовать: «Ша, ребята, никто никуда больше не летит! Вода высохла! И наш бесценный груз – плоды с семенами – упадет не в воду, а на сухие кочки! Ждем!».
Если зимой подойти к рогозу, можно увидеть, что часть семян, собранных под парашютиками и уложенных в початок, так никуда и не улетела. Ждут. Терпеливо дожидаются весны, половодья, краткосрочного, но бурного разлива нашей Елшанки.
Весной на Елшанке будет много интересного. В том числе – и этот вынужденно припозднившийся десант над ледяными апрельскими потоками. Механизмы природы сработают без сбоев. И вскоре над руслом Елшанки появится новое поколение рогоза.
Что читать:
Жизнь растений в шести томах. Том 6. М., 1982.
О других «водолюбах» и «влаголюбах» нашего края:
Привязанные к воде
Жукам – цветки, бобрам – черешки