Начало, первая часть: здесь.
Продолжение, часть вторая: здесь.
Сегодня - окончание повествования из трех частей.
В детстве просёлочной дорогой, берёзовыми колками, мимо земляничных полян…
…каждый день ходил Василий Григорьевич Колесников из Подлесного в Шубино. К родным, к друзьям, в школу.
Шубинские вербы. Фото 2011 года
А зимой, в непогоду, жил здесь у родственников. До сих пор вспоминает односельчан и одноклассников.
О родине он думает с грустью. Было бы здоровье, приезжал бы сюда и приезжал!.. «Я одному земляку говорю: что-то снова на родину потянуло. А он мне: «Ну! Я каждый вечер там брожу… в мыслях!».
В пачке от «Фотобумаги» хранит Василий Григорьевич Колесников ещё одну свою семейную реликвию: евангелие. Материальной ценности оно, может, и не представляет: позапрошлый век, массовый тираж. Но для оренбургского крымчанина это самая дорогая книга. Она – из Шубинской церкви.
Шубинская церковь к 30-м годам XX века была закрыта. Но многие знали её историю.
Ни для кого не было секретом, что священником здесь служил Павел Иванович Правдухин, личность яркая и неординарная. Он и похоронен в Шубино.
Фоторепродукции из книги «Неизвестный Валериан Павлович Правдухин», Уральск, 2010.
Такими же яркими и неординарными стали дети шубинского священника, в том числе, известный уральский писатель Валериан Правдухин.
Василий Григорьевич прочитал все основные книги Правдухина. Роман об уральском казачестве «Яик ухродит в море». Сборник очерков «Годы, тропы, ружье». В очерках – повествование о Шубино, о шубинских окрестностях, об охоте на Ямангасе, на Боевом, на Губерле.
«Бешено мчались мы по узкой тропе меж спеющих полос овса и ржи. Высокие колосья хлестали меня. Зеленая ржаная ость засыпала грудь и спину лошади. Пряный цвет овса обдавал меня сизыми брызгами пахучей пыли. Земля томилась живой вечерней прохладой: кто-то родной тепло дышал на меня…
Верещал коростель, страстно булькал в густой траве перепел, тонкой жалейкой стонал в долу веретенник. На западе, пониже грозовой тучи, высокими кремлями багровых огней разгорался закат.
Тогда от преизбытка счастья, подлинного, как сама природа, я думал:
«Неужели же человек может быть несчастным?».
И отвечал:
«Нет!».
В Шубино Правдухин провёл всю свою юность. А потом неоднократно приезжал сюда из Новосибирска (где он создал журнал «Сибирские огни»), из Ленинграда и Москвы. Бывала в Шубино и Лидия Сейфуллина, его жена, известная советская писательница.
Василий Григорьевич тщательно собирает упоминания в прессе о своих земляках-литераторах. Тем более, книги Правдухина снова востребованы, они были переизданы уже в XXI веке. Значит, нужны людям.
На стене в спальной комнате висит у Василия Григорьевича Колесникова ещё одна икона. Тоже подарок художника Владимира Александрова.
Она круглая, похоже, создавалась для алтаря какого-то храма. Это икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие от его имени – самое лиричное, оно исполнено любовью.
Вот и с иконы изливается любовь и кротость, чистота и нежность.
Но Иоанн Богослов – это еще и требовательность.
Апостол Иоанн. Фрагмент фрески Андрея Рублёва «Страшный суд» Успенского собора, г. Владимир. 1408 г. Фоторепродукция: pravicon.com
Василию Григорьевичу икона напоминает о церкви в Шубино. Та церковь, исчезнувшая с лица земли, тоже была во имя апостола Иоанна Богослова.
В советские времена церковь разрушили, сделали там клуб. А во время новой России разрушили и клуб, растащили на дрова. Могила Павла Правдухина, который похоронен в Шубино, утеряна.
И вообще Шубино едва теплится. Мы, когда готовили этот материал, поискали свежую информцию о селе. Она не радует.
«Утром 29 января 2015 года, – сообщает Следственный комитет Оренбургской области, – в жилом доме по улице Советской в селе Шубино обнаружен труп 40-летнего жителя села Подлесное с множественными колото-резаными ранами груди…
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, и проведенных неотложных следственных действий по подозрению в совершении данного преступления был задержан 33-летний местный житель, который пояснил, что убил своего знакомого, поскольку между ними возник конфликт.
По данным следствия, подозреваемый, находясь в своем доме, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе внезапно возникшей ссоры со своим знакомым, нанес ему несколько ударов ножом в область груди. Потерпевший скончалась на месте».
Это деградация села. Деградация культуры. Той самой культуры, которую в другой части страны так отчаянно защищает Василий Григорьевич со своими друзьями.
Шубино – культурно-историческая и природная «жемчужина» всего Восточного Оренбуржья. Здесь обдумывались главы значимой книги об уральском казачестве – «Яик уходит в море». Здесь интересна история русско-украинского освоения земель в ходе переселенчества. Здесь сама земля – клад! Самая плодородная в Оренбуржье!
Здесь среди островков реликтовой степи – выходы живописных кварцевых глыб. Залежи гранатовых эклогиотов. Рядом – заповедный Карагайский бор.
Неповторимы пейзажи Губерли и приречных лугов.
Когда слышишь по телевизору об очередном российском казнокраде и оцениваешь сумму присвоенного ворами от власти, поневоле думаешь, что даже малая часть этих денег могла бы спасти село. Вдохнуть жизнь в крестьянское дело. Помочь формированию здесь межрайонного туристского центра.
Какие референдумы нужно проводить, чтобы уральские сёла, особенно те, что расположены в подбрюшье страны, у южной государственной границы, перед лицом Средней Азии, не умирали? Что нужно сделать, чтобы и их «присоединить» к России?
Василий Григорьевич Колесников делает всё, что ему по силам, чтобы история и культура малой родины была сохранена.
Но кому это передать? И с кого спросить за разруху и деградацию?